12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1174 «НОСОРОГ»

LARGE LANDING SHIP OF PROJECT 1174 «NOSOROG»

В развитие БДК пр. 1171, ЦНИИ ВК ВМФ разработал в 1963 г. проект ТТЗ на проектирование БДК нового типа, специально приспособленного для использования в океанской зоне. ТТЗ, утверждённое ГК ВМФ в начале 1964 г., предусматривало разработку в эскизном проекте двух вариантов корабля – без доковой камеры (основной) и с доковой камерой. ГЭУ намечалась дизельная, главные размерения и водоизмещение БДК ограничивались условиями его постройки на судостроительном заводе № 870 в Выборге. Проекту нового БДК присвоили номер 1174. Главным конструктором проекта назначили П.П. Милованова, а главным наблюдающим от ВМФ — капитана 2-го ранга А.В. Бехтерева.
Проектирование и строительство таких БДК предусматривалось планом военного судостроения на 1966…1970 г.г., утверждённым постановлением правительства от 10.08.1964 г.
Новый БДК предназначался для десантирования техники в составе первого эшелона десанта на побережье с тяжёлым рельефом (малым уклоном) грунта, в условиях противодействия противника. Это требовало наличия на нём, кроме вооружения самообороны, также и средств подавления отдельных огневых точек ПДО противника на берегу, обеспечения повышенной (по сравнению с кораблями второго эшелона) скорости, большей защищённости десанта на переходе морем, повышенной живучести и непотопляемости корабля, улучшения схемы размещения на нём техники для сокращения времени её погрузки и выгрузки.

Разработка этого сложного и нового для отечественной практики корабля сопровождалась выполнением всесторонних проектных и военно-экономических исследований, в которых вместе с Невским ПКБ принимали участие ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и Первый ЦНИИ МО РФ (кораблестроение ВМФ), а также другие организации.
При завершении разработки эскизного проекта в конце октября 1964 г. ВМФ и ГКС приняли решение об изменении её ориентации: основным стал вариант с доковой камерой. Проект выполнялся с применением освоенного вооружения и оборудования с широким внедрением автоматизации.
При рассмотрении 19.02.1965 г. эскизного проекта 1174 Президиумом НТС МСП, ЦКБ-17 было поручено доработать его в направлении увеличения скорости и провести, совместно с ЦНИИ-45, тактико-технический и экономический анализ с рассмотрением различных вариантов БДК пр. 1174 в сопоставлении с кораблём пр. 1171 для оценки их боевых возможностей и выбора оптимального направления для дальнейшего проектирования корабля.
По указанному решению ЦКБ-17 во II квартале 1965 г. выполнило и представило на рассмотрение МСП и ВМФ проработки дополнительных вариантов эскизного проекта с повышением скорости (за счёт принятия газотурбинной ГЭУ), снижением водоизмещения, стоимости постройки серийного корабля, сокращения состава вооружения и количества личного состава, улучшения условий обитаемости.

Рассмотрение представленных ЦНИИ-45 и ЦКБ-17 результатов анализа типовой операции по высадке десанта с участием БДК пр. 1174 (различных вариантов) и 1171 подтвердило целесообразность создания БДК пр. 1174, как корабля первого эшелона (имеющего в условиях противодействия противника в несколько раз меньшие затраты на тонну перевозимого десанта и меньшие потери, чем БДК пр. 1171), наряду с продолжением строительства БДК пр. 1171 для военно-транспортных перевозок при отсутствии противодействия противника. Такой сравнительный анализ в отечественной практике проводился впервые и явился надёжным обоснованием универсального БДК принципиально нового типа – с доковой камерой, обеспечивающего значительное увеличение возможностей высадки десанта.
Дополнительные варианты эскизного проекта 1174 Президиум НТС МСП рассмотрел и одобрил 05.08.1965 г. для дальнейшего проектирования вариант XXV с газотурбинной ГЭУ и добавлением к составу его вооружения ЗРК «Оса-М», а также системы летнего кондиционирования воздуха. Место строительства кораблей пр. 1174 было перенесено в Калининград на завод № 820, где предусматривалось реализовать необходимые мероприятия по реконструкции стапельного комплекса.
29.10.1965 г. эскизный проект утвердили решением ВМФ и МСП. В соответствии с этим решением в III квартале 1966 г. НПКБ завершило разработку технического проекта 1174 с доковой камерой длиной 75 м (около 50 % длины корабля) на три плашкоута пр. 1785, двумя транспортно-десантными вертолётами Ка-252 ТБ (в ангаре) и одной ВПП для них. По результатам его предварительного рассмотрения в сентябре того же года ВМФ и МСП выдвинули ряд новых требований (в том числе о перевозке в доковой камере РКа и ТКа, вертолётов и др. техники). В процессе рассмотрения проекта в ГУК ВМФ появились предложения увеличить ширину доковой камеры для увеличения вдвое количества принимаемых плашкоутов и возможности приёма перспективных высадочных средств на воздушной подушке, а также ряд других предложений.
В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С.Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни — 17%, для десантных катеров — более 40%, для вертолетов — 100%.
Отработанная в Опытовом бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова форма обводов корпуса корабля с конструктивным дифферентом на корму, носовым бульбом и заостренными в носовой части ватерлиниями обеспечила достижение высокой для десантного корабля с носовым высадочным устройством скорости полного хода (21 уз.) при хороших высадочных характеристиках и практически неограниченной мореходности.

По результатам рассмотрения проекта и предложений по нему ВМФ и МСП приняли решение от 26.08.1967 г., предусматривающее его корректировку с уширением доковой камеры до 12,2 м, усилением артиллерийского и авиационного вооружения (за счёт установки четырёх 30-мм автоматов А-213 и увеличения количества базируемых вертолётов до четырёх). Корректированный проект утвердили решением МСП и ВМФ от 14.05 1968 г.
Строительство БДК пр. 1174 осуществлялось Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь». Головной корабль «Иван Рогов» был заложен 17 сентября 1973 г. и спущен на воду 31 мая 1977 г. и сдан ВМФ в июне 1978 г. (швартовные испытания проходили с 13.11.1977 г. по 15.05.1978 г., ходовые – с 16.05 по 02.06.1978 г., государственные – с 03.06 по 15.06.1978 г.). Завершение постройки и проведение испытаний этого БДК обеспечивал главный конструктор Б.М. Пикалкин.

БДК проекта 1174 представлял собой многопалубный корабль с развитой кормовой надстройкой и полубаком. В носовой части корабля располагался танковый трюм (длина – 54 метра, ширина – 12 метров, высота около 5 метров). В кормовой части судна находилась специальная доковая камера (длина – 75 метров, ширина – 12 метров, высота – около 10 метров). Стапель-палуба была расположена на один твиндек ниже, чем танковая. Для погрузки на корабль техники с пирса при швартовке кормой, а также для приема в док-камеру плавсредств и выгрузки из нее техники в транце был расположен лацпорт, имеющий откидное герметическое закрытие. В опущенном положении он служил сходней для боевой техники.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два газотурбинных агрегата мощностью до 18000 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии служат шесть дизель-генераторов мощностью до 500 кВт.

Перемещение боевой техники по БДК осуществлялось по 3-м сходнями, имеющим гидравлические приводы. Одна из них располагалась между танковым трюмом и доковой камерой (в поднятом положении она выполняла роль переборки между данными помещениями корабля), две другие сходни были расположены между верхней и танковой палубами. Носовое высадочное устройство корабля состояло из носовых ворот, имеющих выдвижную 32-метровую сходню. В походном положении она располагалась под верхней палубой, выдвигалась сходня при помощи гидравлического привода.
Полное водоизмещения БДК составляло 14 060 тонн, дальность плавания на скорости в 18 узлов при нормальном запасе топлива равнялась 4 000 морских миль, при максимальной заправке топливом корабль мог пройти 7 500 морских миль. Максимальная скорость хода корабля составляла 20 узлов. Автономность десантного корабля по запасам провизии составляла 15 суток при транспортировке 500 десантников или 30 суток при транспортировке 250 человек. БДК был оснащен системами приема твердых и жидких грузов в море.
Корабль мог перевозить десант размером до мотострелкового батальона, состоящего из 440 человек и 79 единиц боевой техники (БМП, БТР, танки, автомобили и т.д.).
В танковый трюм, на верхнюю палубу и в доковую камеру при условии отсутствия в ней плавсредств «Единорог» может принимать до 50 основных боевых танков типа ПТ-76 либо до 80 боевых бронированных машин типа БТР или БМП, либо до 120 единиц различных автомашин или другой подвижной техники в любых сочетаниях. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах.

Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу используются десантно-высадочные средства, размещаемые в доковой камере самого корабля: на каждый корабль проекта 1174, согласно расчетным данным, в доковую камеру может быть принято до шести типовых водоизмещающих десантных катеров проектов 1785 («Т-4») или 1176 («Ондатра»), либо три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 («Кальмар»), или столько же десантных катеров на воздушной каверне проекта 11770 («Серна»). Любой из указанных здесь типов десантно-высадочных средств обладает способностью транспортировать один основной боевой танк или другую броне- и автомобильную технику. Кроме того, высадка личного состава морского десанта, особенно идущих в передовом отряде десантно-штурмовых групп и групп инженерной разведки, может осуществляться при помощи базирующихся на борту корабля вертолетов.
Каждый из перечисленных выше десантных катеров мог осуществлять транспортировку одного танка или другой подвижной техники в зависимости от своей вместимости.

Помимо этого на корабле размещалось 4 транспортно-боевых вертолета Ка-29, каждый из которых мог принять на борт до 16 десантников с личным оружием. Также вертолеты могли оказывать десанту огневую поддержку. Ангар для размещения вертолетов находился в надстройке между 2-мя взлетно-посадочными площадками.
Корабль был оснащен 2-мя навигационными РЛС, а также трехкоординатной РЛС общего обнаружения целей типа МР-310А и развитыми средствами радиосвязи. Предусматривалась установка на корабль средств обнаружения и уничтожения подводных диверсантов, а также пассивных систем радиоэлектронной борьбы.
Вооружение БДК включало в себя ЗРК самообороны «Оса-М» (одна спаренная пусковая установка, боекомплект 20 зенитных ракет, дальность действия до 10 км), двухорудийная 76-мм артиллерийская установка АК-726 с радиолокационной системой управления огнем типа МР-105 и 4-е 30-мм автомата АК-630 (по 2 на каждый борт), имеющие 2-е радиолокационных системы управления огнем типа МР-123. Помимо этого для поражения береговых целей на корабле была смонтирована одна пусковая установка РСЗО «Град-М» (максимальная дальност стрельбы – 20 км.).

По универсальности решения задачи высадки десанта БДК пр. 1174 с доковой камерой и вертолётным вооружением не имел аналогов в практике мирового кораблестроения того времени. Его создание было отмечено Государственной премией 1981 г. До конца 1989 г. завод «Янтарь» построил и сдал флоту два серийных БДК этого же типа. Второй корабль — «Александр Николаев» сдан в 1982 году, а третий — «Митрофан Москаленко» — в 1989 году. На последнем БДК установлен ряд новых образцов боевых и технических средств.
В начале сентября 2008 г. большой десантный корабль проекта 1174 «Александр Николаев», находившийся на тот момент в поселке Фокино Приморского края, и «Митрофан Москаленко», находившийся в городе Североморск Мурманской области, были выставлены на аукционе по продажи высвобождаемого имущества Министерства обороны России. Информация об этом была официально размещена в соответствующем разделе официального сайта МО РФ. Позже информация о данном аукционе на сайте МО РФ уже была убрана, но о результатах аукциона никакой информации не публиковалось.
Министерство обороны России в 2012 году приняло решение списать и продать на металлолом большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» проекта 1174. Этот корабль, самый вместительный десантник в ВМФ, находится в резерве с 2002 года.

В Музее Невского ПКБ в начале 2000-х годов была представлена модель большого десантного корабля «Иван Рогов» проекта 1174.

СЕРИЯ:
• «Иван Рогов».
В сентябре 1973 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде (зав. №101),
Вступил в строй в июне 1978 года и включен в состав ТОФ.
С 27 февраля по 3 июля 1979 года БДК «Иван Рогов» совместно с ТАКР «Минск»
совершил переход вокруг Европы и Африки во Владивосток. Во время перехода были совершены деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ).
В 1996 году исключен из состава ВМФ и передан для разделки на металл. Разобран на металл в сухом доке «Дальзавода» в 2004 году.
• «Александр Николаев»
(заводской №102). Заложен в марте 1976 года и вступил в строй в конце 1982 года. Включён в состав Тихоокеанского флота. С 17 октября 1983 по 27 февраля 1984 года БДК «Александр Николаев» вместе с ТАВКР «Новороссийск» совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования были произведены заходы в Луанду (Ангола), Викторию (о. Сокотра), Мапуту (Мозамбик) и Мадрас (Индия).
В 1997 году выведен в резерв.

• «Митрофан Москаленко»
В мае 1984 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде (зав. №103),
В сентябре 1988 года строительство было возобновлено. 19 ноября 1988 года на Северном флоте былсформирован экипаж под командованием капитана 1 ранга Стрижакова М.К.
23 сентября 1990 на БДК «Митрофан Москаленко» был поднят Военно-Морской Флаг СССР,а в марте 1991 года, после перехода в Североморск,
корабль был включен в состав 37 Дивизии МДС Северного флота. В 1991- 1992 гг корабль совершил пять межфлотских переходов с Балтики на Север, выполняя задачи по перевозке военного имущества и техники ДКБФ. В 1994 году вошёл в состав Атлантической эскадры надводных кораблей. За участие в морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг, корабль награжден Дипломом Президента РФ. С июня 2001 года входил в состав Кольской флотилии разнородных сил.
В 2002 году выведен в резерв.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• нормальное 8260т,
• полное 14060 т
Длина: 157,5 м
Ширина: 23,8 м
Осадка: 6 м
Главная энергетическая установка: двухвальная, две ГТУ М8К (36000 л.c.)
Скорость: 21 узел
Дальность плавания: 4000 миль (на 18 уз) при нормальном запасе топлива, при максимальном запасе до 7000 миль.
Автономность: 15-30 суток (при 500 и 250 десантников, соответственно).
Экипаж: 250 чел. (19 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ:

ЗРК «Оса-М» — 20 ракет 4К33,
1×2 76-мм АК-726,
4 x 6 30-мм АК-630,
2 ПЗРК «Стрела-2″,
1 установка системы залпового огня «Град-М»,
пассивные системы радиоэлектронной борьбы и средства обнаружения и уничтожения подводных диверсантов.
РЛС:
• РЛС общего обнаружения типа МР-310А,
• РЛС управления огнем МР-105, МР-123
Авиация: 4 вертолета КА-29
Грузоподьемность:до 2500 т, корабль может перевозить и высаживать десант до мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) или танковое подразделение с 46 основными боевыми танками.
Высадочные средства: 3 десантных катера типа «Лебедь» или 6 типа «Ондатра».

Источники: Музей НПКБ, Васильев А. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов». // Военный парад. – 1/1998, Морин А.Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. – 1997, topwar.ru, warships.ru, army-news.ru, Известия, Lenta.ru, otvaga2004 и др.

МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО ДЕСАНТНОГО КОРАБЛЯ «ИВАН РОГОВ» ПРОЕКТА 1174 В МУЗЕЕ НЕВСКОГО ПКБ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11780
БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»
ПРИБАЛТИЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЯНТАРЬ»
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap