ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





МНОГОЦЕЛЕВОЙ АТОМНЫЙ АВИАНОСЕЦ ПРОЕКТА 1160 «ОРЁЛ»

MULTIPURPOSE NUCLEAR-POWERED AIRCRAFT CARRIER PROJECT 1160 «OREL»

В 1968 г., параллельно с проектированием ПКР проекта 1143, в Невском проектно-конструкторском бюро Минсудпрома под руководством начальника проектного отдела А.Б.Морина начались исследования облика перспективного авианосца проекта 1160 с катапультным взлетом самолетов. Едва ли не впервые в отечественной практике разработка эскизного проекта такого корабля была включена в план военного кораблестроения СССР на 1971-1980 гг.
Начиная с 1969 года, в Министерстве судостроительной промышленности СССР официально велась разработка для ВМФ СССР авианосца проекта 1160 (шифр «Орел»). Головным исполнителем работ от МСП являлся коллектив Невского проектно-конструкторского бюро (НПКБ). Предусматривалось, что новый корабль станет в составе ВМФ СССР первым «полноценным» авианосцем, обеспечивающим возможность базирования самолетов с «нормальным», т.е. горизонтальным взлетом при помощи катапульты и посадкой «по-самолетному», с торможением при помощи аэрофинишера. Естественно, что для авианосца была необходима разработка специализированных, палубных самолетов.
В 1969-1972 г.г. Невским ПКБ (бывшее ЦКБ-17)с привлечением других организаций была проведена НИР «Ордер» — научно-исследовательская работа по военно-экономическому обоснованию создания и эксплуатации авианосца пр.1160, научный руководитель — А.А.Борисов. По ее результатам были определены роль и место АВ в системе ВМФ, еще раз убедительно доказано, что без наличия в его составе кораблей такого класса, в условиях господства в воздухе авиации противника в удаленных районах действия наших сил, боевая устойчивость кораблей ВМФ недостаточна и не обеспечивает решения флотом своих задач.
Постановлением СМ СССР от 01 сентября 1969 г. предписывалась разработка аванпроекта авианосца пр.1160 и аванпроектов палубных самолетов. Аванпроект автомного авианосца пр.1160 «Орел» разработан в 1971-1972 г.г.
Главным конструктором проекта авианосца 1160 был назначен А.Б.Морин. Корабль прорабатывался Невским ПКБ по ТТЗ ВМФ для включения в план строительства кораблей в 1971-1980 г.г.
Разработка аванпроекта 1160, в отличие от выполнявшихся ЦКБ-17 в 1943-1960 гг. проектно-конструкторских работ по АВ, опиралась на солидный научный фундамент в виде комплексной межотраслевой НИР «Ордер» (оперативно-тактическое и военно-экономическое обоснование АВ пр. 1160), к выполнению которой (в 1969-1972 гг.) были привлечены ВМА, ведущие институты ВМФ, ВВС и промышленности, а также НПКБ и ОКБ Минавиапрома — разработчики самолетов и вертолетов.
Исследовались восемь вариантов компоновки с разным составом вооружения, разными типами ГЭУ и водоизмещением от 40000 до 100000 тонн (наиболее полный вариант проекта — 80000 т). Из-за отсутствия в то время разработчика специальных авиационно-технических устройств (катапульты, аэрофинишера и аварийного барьера) их аванпроекты выполнило НПКБ. По аванпроекту выпущено более 900 документов, отработано взаимодействие со смежниками. Предпогалалось, что при начале проектирования пр.1160 в 1973 г. первый корабль мог войти в строй в 1981 г.
Выполнение серии из 3 авианосцев предлагалось вести с осени 1973 г. по 1986 г.
Впервые с участием контрагентов в нем, кроме самого АВ, рассматривались также необходимость развития мощностей промышленности, выбора завода-строителя, вопросы обеспечения берегового и плавучего базирования, создания и отработки специальных устройств, подготовки кадров летного и технического состава корабельной авиации и др., экономической оценки общих затрат на реализацию программы строительства серии АВ из трех кораблей пр. 1160. Для сокращения сроков создания таких АВ, по глубине проработки вопросов, определяющих проектирование и строительство таких сложных кораблей, аванпроект 1160 соответствовал по объему эскизному проекту. Одновременно в ОКБ Минавиапрома разрабатывались аванпроекты самолетов для этого АВ.
В состав авиационного вооружения авианосца проекта 1160 предполагалось включить многоцелевые истребители с изменяемой геометрией крыла МиГ-23А, дозвуковые реактивные противолодочные самолеты П-42 (ОКБ Г.М. Бериева), корабельные сверхзвуковые самолеты-штурмовики с изменяемой геометрией крыла Су-24К и палубные вертолеты Ка-252 общим количеством 60-70 летательных аппаратов. Для обеспечения эксплуатации самолетов обычной схемы на корабле впервые в стране предстояло разработать авиационно-технические средства корабля — катапульту, аэрофинишер и аварийный барьер.
Палубный одноместный многоцелевой истребитель МиГ-23А (шифр «Молния») проектировался с 1969 г. на ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна (Генеральный конструктор Р.А.Беляков) на базе «сухопутного» истребителя МиГ-23М и предназначался для обеспечения противовоздушной обороны авианосной группы за счет перехвата и уничтожения дозвуковых и сверхзвуковых самолетов в любых метеоусловиях днем и ночью, уничтожения палубных вертолетов противника, а также нанесения ракетно-бомбовых ударов по надводным кораблям и береговым целям, ведения разведки на морском театре военных действий. От своего «сухопутного» прототипа МиГ-23А отличался усиленным шасси, на передней опоре которой имелся узел зацепления за челнок катапульты, установкой посадочного гака (поворотный подфюзеляжный гребень при этом заменялся на два гребня), увеличенной площадью и высотой киля, введением системы дозаправки топливом в полете.
Дозвуковой трехместный реактивный самолет противолодочной обороны П-42 (шифр «Гарпун») проектировался таганрогским Государственным союзным опытным заводом морского самолетостроения (бывшее ОКБ Г.М.Бериева, главный конструктор А.К.Константинов) по решению комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 5 июня 1971 г. Самолет предназначался для противолодочной обороны авианосца и возглавляемого им соединения кораблей в зоне, ограниченной радиусом 600 км, посредством поиска подводных лодок, слежения за обнаруженной лодкой и ее поражения ракетно-торпедным оружием. Самолет П-42 выполнялся по схеме высокоплана с крылом умеренной стреловидности, трапециевидным классическим оперением с рулями высоты и направления и двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-36 в гондолах под крылом. Таким образом, по общей схеме П-42 в значительной степени повторял американский палубный противолодочный самолет S-3 «Викинг». Шасси самолета обеспечивало его взлет с помощью корабельной катапульты, а наличие посадочного гака — торможение палубным аэрофинишером.
Для базирования на палубе и в подпалубном ангаре авианосца консоли крыла и киль П-42 выполнялись складывающимися. Сбрасываемые средства обнаружения и поражения подводных лодок (торпеды АТ-2, ракеты АПР-2 «Орлан» и «Ястреб-М», бомбы, радиогидроакустические буи и другие средства общей массой до 3000 кг) размещались на П-42 в двух грузоотсеках — переднем съемном отсеке-контейнере и заднем несъемном. Помимо основного противолодочного предполагалась разработка модификаций самолета-заправщика, палубного самолета радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), поисково-спасательного, транспортного и других вариантов самолета. Разработка аванпроекта П-42 была завершена в 1972 г. Создатели самолета предполагали передать первый его опытный образец на летные испытания в 1976 г.
В 1971 году, в результате предварительных консультаций с конструкторами-судостроителями, ОКБ П.О. Сухого предложило заменить самолеты типа Су-24 на борту авианосца на многоцелевой палубный самолет на базе ПФИ (будущий Су-27), работы по которому к этому моменту как раз разворачивались на фирме. Это предложение было согласовано с заказчиком, и, в результате, были соответствующим образом скорректированы положения готовившегося Решения.
Решение ВПК, согласно которому ряду ОКБ МАП давалось задание на подготовку проектов самолетов палубного базирования, было принято 5 июня 1971 года.


Итоговые материалы аванпроекта ПФИ разрабатывались на базе интегральной схемы самолета, базовым вариантом послужила компоновка Т10/3, наиболее хорошо проработанная к августу 1972 года. При этом, все 4 модификации, заданные согласно ТТЗ, различались только по компоновке носовой части фюзеляжа. Общими для всех вариантов являлись конструктивные особенности, связанные с необходимостью базирования и эксплуатации с палубы авианосца, такие, как:
-усиление опор шасси для обеспечения взлета при помощи катапульты и посадки без выравнивания, применение на передней стойке шасси спарки колес, телескопической схемы опоры и мест крепления для челнока паровой катапульты;
-установка в хвостовой части фюзеляжа опускаемого посадочного гака, предназначенного для зацепления за трос аэрофинишера;
-складывание консолей крыла для обеспечения минимальных размеров ЛА при хранении на ангарной палубе;
В остальном, палубный вариант истребителя, получивший обозначение Су-27К (шифр «Молния-1»), практически ничем не отличался от базового «сухопутного» Су-27. Палубный штурмовик Су-28К (шифр «Гроза») являлся 2-местной модификацией корабельного самолета, оснащался кабиной с тандемным расположением членов экипажа и, в отличие от истребителя, специализированной системы управления вооружением (СУВ), с другим составом оборудования, обеспечивающим применение широкой номенклатуры управляемых средств поражения по морским и наземным целям. На базе Су-28К была разработана специализированная модификация самолета Су-28КРЦ (шифр «Вымпел»), предназначенного для ведения воздушной разведки в интересах ударных соединений флота и выдачи целеуказания главному ракетному вооружению авианосца — противокорабельному ракетному комплексу типа «Гранит» разработки Центрального Конструкторского Бюро Машиностроения (ЦКБМ, Генеральный конструктор В.Н. Челомей). Последним в этом модельном ряду являлся вариант тяжелого двухместного истребителя Су-29К (шифр «Молния-2»), оснащенный, в качестве основного вооружения, УР класса «воздух-воздух» большой дальности типа К-33, разрабатывавшимися для перехватчика Е-155МП.


Предварительные результаты проработки корабельных вариантов Су-27, в числе прочих вопросов, рассматривались на объединенном научно-техническом совете МАП и МСП, проводившемся совместно с представителями министерства обороны (ВВС и ВМФ) в начале июня 1972-го и посвященном рассмотрению аванпроекта авианосца пр. 1160. В окончательном виде материалы аванпроекта по теме «Буран» были оформлены в ОКБ к концу 1972 года, после чего их направили для рассмотрения в МАП.
После рассмотрения на президиуме НТС Минсудпрома и объединенном НТС Минсудпрома, Минавиапрома, ВМФ и ВВС (с участием руководства всех оборонных отраслей промышленности, предприятия которых привлекались к созданию АВ, разработке аванпроектов корабля, самолетов, авиационного и другого вооружения для него) был рекомендован для дальнейшего проектирования вариант атомного многоцелевого АВ водоизмещением около 80 000 т, обладавшего оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с самолетами катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными типа П-42) и вертолетами типа Ка-27 общим количеством корабельных летательных аппаратов (ЛАК) до 70 машин, противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит», зенитными огневыми средствами и радиоэлектронным вооружением.
Однако кроме подтверждения ВМФ и ВВС необходимости и целесообразности, а промышленностью — технической возможности создания АВ и корабельной авиации катапультного взлета для строительства таких кораблей требовалось принять политическое решение на высшем уровне, к чему руководство страны оказалось неготовым. По предложению Д. Ф. Устинова в качестве альтернативы предложению МСП, МАП, ВМФ и ВВС о строительстве до 1986 г. серии из трех АВ пр. 1160 осенью 1973 г. было принято решение создать вместо них модернизированные противолодочные крейсеры (ПКР) типа «Киев», начав в 1975 г. постройку третьего корабля этого типа (пр. 1143 М, затем — 11433), с базированием на нем сверхзвуковых СВВП — истребителей (Як-36 МФ, затем Як-41), проектирование следующих (с четвертого корабля) вести с учетом базирования на них легких самолетов катапультного взлета (типов МиГ-23К и Су-25К) при соответствующем увеличении их водоизмещения.
Несмотря на все эти обстоятельства, на основе выполненных НПКБ проработок по авианесущим кораблям, весной 1976 г. было принято постановление правительства о проектировании в 1976 — 1977 гг. и постройке к 1985 г. двух атомных авианесущих кораблей проекта 1153. Они именовались в документах «большими крейсерами с авиационным вооружением», но по концепции практически не отличались от отклоненного правительством проекта 1160.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 75000-80000т.
Энергетическая установка АЭУ
Скорость: 30 узл.
Дальность плавания: не ограниченная

ВООРУЖЕНИЕ

Около 70 летательных аппаратов (самолётов и вертолётов), истребители МиГ-23А, противолодочные самолёты П-42, штурмовики Су-24К и вертолёты Ка-252. Позже состав авиагруппы претерпел изменения, и стал выглядеть следующим образом: 12 истребителей Су-27К или Су-29К, 12 штурмовиков Су-28К, 4 разведчика-целеуказателя Су-28КРЦ, 6 самолётов ПЛО П-42, 4 самолёта РЛДН на базе П-42, 8 вертолётов Ка-252.
Технические средства обеспечения полётов должны были включать 4 паровых катапульты, аэрофинишеры и аварийный барьер.
Ракетное вооружение 16 х ПУ ПКРК «Гранит»
Зенитная артиллерия 16 х 6 30-мм арт. установок
2 х ЗРК сверхмалой дальности
2 х ЗРК малой дальности
Противолодочное вооружение 4 х 12 РБУ

НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap