ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ТЯЖЁЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1153



ТЯЖЁЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1153

THE HEAVY NUCLEAR-POWERED AIRCRAFT CARRYING CRUISER OF PROJECT 1153


На основе выполненных НПКБ проработок по авианесущим кораблям, весной 1976 г. было принято постановление правительства о проектировании в 1976 — 1977 гг. и постройке к 1985 г. двух атомных авианесущих кораблей проекта 1153. Они именовались в документах «большими крейсерами с авиационным вооружением», но по концепции практически не отличались от отклоненного правительством проекта 1160.
Большой крейсер пр. 1153 должен был иметь водоизмещение около 70000 т (водоизмещение ПКР типа «Киев» — около 40000 т) и оснащаться противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» с увеличенным до 20 числом пусковым установок. По сравнению с проектом 1160, авиагруппа корабля сокращалась до 50 летательных аппаратов. Основными типами корабельных самолетов на первом этапе определялись легкие истребители МиГ-23К и штурмовики Су-25К, для взлета которых предусматривались две катапульты. После 1985 г. им на смену могли прийти новые палубные самолеты, созданные на базе Су-27, — корабельные истребители Су-27КИ и штурмовики Су-27КШ. Создание авиационно-технических средств корабля — катапульты, аэрофинишера, аварийного барьера — поручалось Пролетарскому заводу Минсудпрома в Ленинграде (главный конструктор — А.А.Булгаков).
Одноместный корабельный истребитель МиГ-23К (шифр «Вихрь», изделие «32-31») проектировался ММЗ им. А.И.Микояна на базе «сухопутного» истребителя МиГ-23МЛ и являлся развитием проекта МиГ-23А, разрабатывавшегося в рамках программы авианесущего корабля пр.1160.
Эскизный проект МиГ-23К был разработан в 1977 г. Одновременно были выполнены проработки по двухместному корабельному учебно-боевому истребителю МиГ-23КУ и корабельному сверхзвуковому штурмовику МиГ-27КШ, который мог стать альтернативой дозвуковому самолету Су-25К. В интересах создания МиГ-23К ММЗ им. А.И.Микояна в 1975-1976 гг. спроектировал летающую лабораторию МиГ-23БМ (МиГ-27) №603, на которой в 1977 г. начались летные испытания по отработке захода на посадку по «корабельной» глиссаде, в т.ч. с использованием оптической системы посадки, и выполнению посадки без выравнивания.
Одноместный корабельный дозвуковой штурмовик катапультного взлета Су-25К (Т-8К) создавался на МЗ им. П.О.Сухого по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1976 г. на базе «сухопутного» штурмовика Су-25. Эскизный проект самолета Су-25К был разработан в 1977 г.

Принятым весной 1976 г. по результатам рассмотрения выполненного НПКБ технического предложения по созданию такого корабля постановлением Правительства предусматривалось проектирование в 1976-1977 гг. и строительство до 1985 г. двух атомных «больших крейсеров с авиационным вооружением» пр. 1153. В отличие от АВ пр. 1160 на них предусматривалось базирование легких самолетов катапультного типа (указанных выше типов), а в перспективе — и Су-27К. Общее количество ЛАК (при размещении на корабле легких самолетов) составляло 50 ед. при увеличении состава ПКРК и снижении водоизмещения корабля до 70 000 т. В связи с отказом Министерства тяжелого машиностроения при согласовании проекта постановления от разработки и изготовления специальных авиационно-технических устройств для этих крейсеров, Б. Е. Бутома поручил их создание Пролетарскому заводу Минсудпрома (главный конструктор — А. А. Булгаков).
Проектирование кораблей пр. 1153 (главный конструктор — В. Ф. Аникиев) явилось вторым приближением начатых в 1971 г. работ по АВ пр. 1160. Однако на дальнейшей судьбе разработанного НПКБ и утвержденного ВМФ и МСП эскизного проекта сказалась смерть (в апреле и июне 1976 г.) его основных сторонников — двух министров — А. А. Гречко и Б. Е. Бутомы, в результате чего Главком ВМФ С. Г. Горшков лишился столь необходимой ему поддержки в создании таких кораблей.
По настоянию нового министра обороны Д.Ф.Устинова, в 1977-1978 гг. были приняты решения о прекращении начатых работ по техническому пр. 1153 и продолжении строительства ПКР проекта 1143 (переклассифицированных затем в тяжелые авианесущие крейсера -ТАКР) типа «Киев». В 1978 г. вместо головного крейсера пр. 1153 был заложен четвертый корабль типа «Киев» (по пр. 1143 М, затем 1143 А,11434), предназначенный для базирования СВВП Як-41.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение полное 72 000 т
Длина: 265 м.
Ширина: 30,5 м.
Осадка: 10 м.
ГЭУ АЭУ
Количество валов: 4
Скорость хода 29 узлов
Дальность плавания Не ограничена

ВООРУЖЕНИЕ

Авиационная группа 50 самолётов и вертолётов (Миг-23К, Су-25К, Ка-25)
Катапульты
Ракетное вооружение 20? ПУ ПКРК «Гранит»
4? ЗРАК
2? ЗРК малой дальности
4? ЗРК средней дальности М-22
Зенитная артиллерия 16?6 30-мм арт. установок АК-630
Противолодочное вооружение 2?12 РБУ

ТЯЖЁЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1153. МУЗЕЙ НЕВСКОГО ПКБ
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap