12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



МАЛЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11451 «СОКОЛ»
SMALL ANTI-SUBMARINE SHIP OF THE PROJECT 11451 «SOKOL»


МПК "Владимирец" проекта 11451

Малый противолодочный корабль пр. 11451 (шифр «Сокол») спроектирован в период с 1981 г. по 1984 г. Зеленодольским ПКБ под руководством Е.И. Овсиенко, на базе пр. 1141 (Александр Кунахович). Отличались типом ЭУ (дизели заменены газовыми турбинами экономического хода), вооружением и гидроакустическим оборудованием.

Корабли проекта 11451 технически несколько отличались от опытного корабля проекта 1141:
• двигатель состоит из двух газотурбинных установок ГТУ М10Д мощностью по 20000 л.с., и одной ГТУ М16 мощностью 10000 л.с. (обеспечивает малый и задний ход) с двухскоростным редуктором;
• вместо двух бортовых рулей установлен один средний, что улучшило управляемость при ходе на крыльях;
• изменена геометрия носового и кормового крыльевых устройств, что позволило снизить сопротивление движению корабля;
• для обеспечения маневрирования на малом ходу установлены две кормовые выдвижные поворотные колонки и носовое подруливающее устройство;
• торпедные аппараты перенесены в корму и сделаны поворотными;
• вместо носовой артиллерийской установки (АУ) АК-630М установлена АУ АК-176;
• предусмотрена установка гидроакустического комплекса (ГАК) «Звезда М1-01» с увеличенной дальностью обнаружения подводных лодок и глубиной погружения антенны до 200 метров.

Корабли проекта «1141.5 Сокол» предназначались для выполнения следующих задач:
• Борьба с подводными лодками в прибрежной зоне. Поисково-ударная группа из 3-4 единиц осуществляла скачкообразный (вертолетный) поиск подводных лодок. При этом корабль в течение короткого времени обследует акваторию с помощью антенны ГАС, работающей на стопе и спускаемой на глубину наилучшего прохождения гидроакустического сигнала (до 200 метров). Закончив обследование выбранного участка, тип «1141.5 Сокол» подняв антенну, на высокой скорости переходил на новую расчетную точку наблюдения. Средняя поисковая скорость при этом была заметно выше, чем у кораблей противолодочной обороны с обычными подкильными антеннами ГАС. Первый корабль, установивший контакт с подводной лодкой, брал на себя функции наводящего и обеспечивал непрерывную выдачу координат цели атакующим кораблям. Однако, использование ГАС на сильном волнении оказалось весьма проблематичной (из-за значительной бортовой качки корабля «на стопе»).
• Обеспечение развертывания сил флота, в том числе РПКСН (исключение вероятности их уничтожения подводными лодками противника при выходе из базы).
• Охрана военно-морских баз.
• Охрана ударных кораблей и конвоев, поиск и уничтожение подводных лодок противника в прибрежных районах.
Серийные корабли проекта 11451 начали строить в 1982 году в Феодосии. Главным конструктором остался Е.И. Овсиенко, его заместителями были Н.Г. Кондратьев, Г.Я. Кузин и В.В. Леонов. Главным наблюдающим от ВМФ по этому кораблю был назначен М.И. Малышев, а в период постройки наблюдение осуществлял В.Б. Костылев.
Планировалось построить крупную серию таких МПК, но до развала СССР вошли в строй только два различающихся по вооружению корабля МПК-215 и «Владимирец». Украина: Луганск U201 (до 28.07.1994 МПК-231), Львив U203 (бывший зав.№504), переклассифицированы в противолодочные корветы.


МПК «Владимирец» проекта 11451 в базе

Особенностями МПК были высокая скорость, опускаемая гидроакустическая станция (ОГАС) с большой дальностью действия, мощные средства уничтожения подводных лодок. Эти особенности позволяли кораблю в составе поисково-ударной группы из 3-4 единиц осуществлять скачкообразный (вертолетный) поиск подводных лодок. При этом корабль в течение короткого времени обследуетакваторию с помощью антенны ОГАС, работающей на сто?пе и спускаемой на глубину наилучшего прохождения гидроакустического сигнала (до 200 метров). Закончив обследование выбранного участка, МПК, подняв антенну, на высокой скорости переходит на новую расчетную точку наблюдения.
Средняя поисковая скорость при этом заметно выше, чем у кораблей противолодочной обороны (ПЛО)с обычными подкильными антеннами ГАС.
Первый корабль установивший контакт с подводной лодкой берет на себя функции наводящего и обеспечивает непрерывную выдачу координат цели атакующим кораблям.
Предполагалось, что корабль сможет успешно решать задачи борьбы с подводными лодками (ПЛ) противника на удалении до 200 миль от берега.
В начале октября 2014 года Феодосийская судостроительная компания «Море» направила в Министерство обороны РФ предложение по производству противолодочных кораблей на подводных крыльях проекта «Сокол» для патрулирования черноморской акватории.
Об этом во время рабочего визита на предприятие вице-премьера Евгении Бавикиной сообщил исполняющий обязанности гендиректора компании Сергей Остапенко. «Во времена Советского Союза 3 таких корабля полностью контролировали противолодочную обстановку в Черном море. Сегодня в акватории остался только один такой корабль, — рассказал Остапенко. – Поэтому мы передали наши предложения Минобороны».
Сейчас на стапеле завода стоит заготовка одного такого корабля, который предприятие готово достроить.
В 1983 г. Зеленодольским ПКБ на базе проекта 11451 противолодочного корабля был выполнен эскизный проект 11452 большого ракетного катера (БРКА) с подъемными АУПК, водометами и ПКР «Уран».


МПК "Владимирец" проекта 11451

СЕРИЯ:
МПК-215 — Заводской № 501. 17.4.1982 заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 12.7.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 8.8.1987, вступил в строй 31.12.1987 и 19.2.1988 включен в состав КЧФ. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
МПК-220, с 3.4.1998 – «Владимирец». Заводской № 502. 12.5.1984 заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 6.4.1989 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.8.1990, вступил в строй 30.12.1990 и 14.3.1991 включен в состав КЧФ. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
МПК-231 — Заводской № 503. В 1989 г. заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 31.1.1991 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 28.7.1994 из-за отсутствия финансирования снят со строительства, исключен из списков судов ВМФ и вскоре на стапеле разделан на металл.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение полное, т 468,1
Водоизмещение нормальное, т 415,1
Водоизмещение стандартное, т 362
Длина, м 49,97
Ширина с крыльями, м 21,1
Ширина корпуса, м 9,9
Осадка с крыльями, м 7,27
Главная энергетическая установка: 2х20000 л.с., ГТУ М10Д, (МПК-215 — 1х18000 л.с., ГТУ М10Б, 1х20000 л.с., ГТУ М10Д), 1х8500 л.с., ГТУ М16, 3х2 ВФШ, 2 ВРК с ВФШ в насадках, 1 носовое подруливающее устройство , 2 ДГ ДГР-2А-200/1500 по 200 кВт
Мощность ГТУ, л.с. 2 x 1800
Мощность дизельной установки, л.с. 2 x 1200
Скорость полного хода, узлов 60,5
Скорость хода экономическая, узлов 12,2
Дальность плавания экономическим ходом, миль 1230
Автономность, суток 7
Экипаж, чел. 39, Из них офицеров, чел. 5

ВООРУЖЕНИЕ:

1 x 1 76-мм АУ АК-176 (152 выстрела) – СУ МР-123-01 «Вымпел-А»
1 x 6 30-мм АУ АК-630М – 3000 выстрелов,
2 x 4 400-мм ТА ТР-224 (8 торпед СЭТ-72) – КАСУ МВУ-226-1
1 ПУ ЗРК «Стрела-3» (8 ЗУР 9М36),
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ:
НРЛС МР-220 «Рейд»,
Радиопеленгатор АРП-58СВ,
ОГАС МГ-369 «Звезда-М1-01»,
Система приема информации гидроакустических буев МГС-407К,
Навигационный комплекс «Бейсур-451»,
Комплекс связи «Тайфун-4»
Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) – выстрелы АЗ-ТСТ-60, АЗ-ТСП-60УМ (с 1991), АЗ-ТСТМ-60У (с 1994)


МПК проекта 1124М и МПК «Владимирец» проекта 11451 в базе

Источники: bastion-karpenko.narod.ru , Проверено морем. Зеленодольское проектно-кострукторское бюро. 60 лет.Издательство «Вертолёт». 2009, ship.bsu.by, ru.wikipedia.org, www.russian-ships.info, russian-texts.ru, ИА Крым информ и др.

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11452 «СОКОЛ»
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap