ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «УЛЬЯНОВСК»

ПРОЕКТА 11437

THE HEAVY NUCLEAR-POWERED AIRCRAFT-CARRYING

CRUISER «ULYANOVSK» PROJECT 11437

Проектные работы над первым полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой начались в 1973 г. разработкой авианосца проекта 1153, который предполагал размещение самолетов запускаемых с помощью катапульты — истребителей Миг-23K и штурмовиков Су-25K. Водоизмещение корабля составляло 80000 тонн и размер авиагруппы — 70 самолетов.
Смерть министра обороны маршала Гречко, поддерживавшего этот проект и вступление на этот пост маршала Устинова, который не был его сторонником, повлекли за собой приостановку и отмену его реализации в 1983г.
В 1983 г. было получено разрешение Правительства на строительство второго ТАКР пр. 11435 с возможным его усовершенствованием с учетом сроков создания корабля и новых образцов вооружения по проработкам, выполненным НПКБ совместно с соисполнителями. После смерти Д. Ф. Устинова (1984 г.) НПКБ поручили начать проектирование атомного ТАКР пр. 11437 с катапультными самолетами (предусмотренного планом военного судостроения 1986-1995 гг.) с общим количеством и типами ЛАК, рекомендованными еще в 1973 г. для дальнейшего проектирования АВ пр. 1160.
Разработка тяжёлого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 11437 началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л.В.Белова (позже его сменил Ю.М.Варфоломеев).


В ноябре 1988 г. на стапельном комплексе ЧСЗ состоялись спуск на воду ТАКР «Рига» и закладка АТАКР «Ульяновск» (головного корабля пр. 11437). Со строительством кораблей пр. 11435 и пр. 11437 НПКБ и ЧСЗ выходили на мировой технический уровень в создании крупных авианесущих кораблей, достигнутый американской фирмой «Ньюпорт Ньюс», которая с 1961 г. является в США монополистом в этой области кораблестроения.


Всего планировалось построить два корабля данного проекта 11437. На втором корабле серии должны были за счет отказа от ПКР типа «Гранит» увеличить количество летательных аппаратов, принимаемых на борт, до 85. Кроме того, на втором авианосце (его условно называли «11438») предполагалось изменить состав радиоэлектронного вооружения, прежде всего заменить РЛС с ФАР типа «Марс» на комплекс из трех РЛС: одной типа трехкоординатная РЛС «Подберёзовик» и двух типа «Фрегат-М». Модель острова этого корабля представлен в музее Невского ПКБ.



Надстройка 8-го авианесущего советского крейсера (11438) в Музее Невского ПКБ

К 1991 году был создан научно — технический и производственный задел, обеспечивший строительство полноценных авианосцев с базированием истребителей Су-27К, превосходящих по своим характеристикам лучшие зарубежные образцы. Однако создать необходимые для полной реализации боевых возможностей авианосца палубные самолеты РЛДН, разведки и целеуказания, а также многоцелевой истребитель — ракетоносец промышленность не успела.


4 октября 1988 года головной «Ульяновск» (заводской №107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.
С ноября 1991 г. ВМФ СССР (теперь -России), из-за общего сокращения военных расходов, приостановил платежи ЧСЗ (который ныне принадлежит Украине), необходимые для продолжения строительства ТАКР «Варяг» и АТАКР «Ульяновск».


Результатом такого недальновидного (а может быть — и хорошо обдуманного решения) стало прекращение достройки «Варяга» (при его готовности более 65%) и строительства «Ульяновска» (1 ноября 1991 г. — строительство АТАКР «Ульяновск» прекращено при готовности 20%)., что привело к безвозвратной потере для России обоих этих кораблей, а также значительных средств и ресурсов, вложенных в их создание. Как известно, корпус «Ульяновска», на три четверти сформированный на стапеле, в 1992 г. разрезали на металл, который несколько лет валялся на территории завода до отправки на переплавку. Корпус корабля разобрали на стапеле в 2—10.1992.


От предыдущих ТАВКР «Ульяновск» отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, трамплином (угол схода 14°) и двумя паровыми катапультами (длиной 90 м). Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Корпус разделялся на 20 водонепроницаемых отсеков.
Корабль (как и пр. 11345) имел свободную от носа до кормы полетную палубу, трамплин для взлета самолетов, бортовые самолетоподъемники и аэрофинишеры. Стальной корпус корабля, выполненный в основном из броневой стали, на всем протяжении имел двойное дно. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее чем 20% длины корабля.


Надстройка («остров») размещалась по правому борту, она насчитывала 13 ярусов и имела высоту 32 м. По общей архитектуре она повторяла надстройку пр. 11435 и устанавливалась на спонсоне, что увеличивало ширину полетной палубы и повышало безопасность посадки самолетов.
Для подачи авиационного боезапаса из погребов имелось 12 лифтов. Посадка самолетов производилась на аэрофинишеры в кормовой части полетной палубы. ПКР типа «Гранит» размещались так же, как и на пр. 11345.
Энергетическая установка состояла из 4 турбин и 4 реакторов тепловой мощностью по 305 МВт. Предусматривались вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 уз. Источником электроэнергии служит генератор мощностью 27000 кВт. На борту могли базироваться до 70 самолётов и вертолётов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175x32x7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».
Вооружение корабля должно было состоять из 16 пусковых установок протикокорабельных ракет «Гранит», 4 установок ЗРК СМ-9, 8 пусковых установок «Кортик» (позже «Палаш»), 2 реактивных бомбомётов РБУ-12000, 8 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М.
В состав радиотехнического оборудования входили: многофункциональный комплекс с ФАР типа «Марс», трехкоординатная РЛС «Подберёзовик», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат-М», навигационный комплекс «Андромеда», система космической связи «Центавр», РЛС управления полетами «Резистор» и систему наведения истребителей «Газон», станция РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда».
Для тяжёлого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 11437 в НПО «Марс» были разработаны БИУС «Омметр» и КСА «Изумление» (ГК – А.Е. Якунин, затем А.С. Сенчук). До этого, для авианосца проекта 1153 НПО разрабатывался БИУС «Лесосека» (ГК – А.Е. Якунин).
Система конструктивной защиты включала коробчатую защиту погребов боезапаса и противоторпедную ПКЗ глубиной (в данном случае — шириной) 5 м. Последняя состояла из трех продольных переборок, одна из которых — средняя — представляла собой пакет многослойной брони. Правда, ПКЗ рассчитывалась на противодействие взрыву 400 кг тротила, в то время как американцы, проектируя АВ «Нимитц», исходили из величины 600 кг ТНТ.
Состав ГЭУ — 4 атомных реактора мощностью по 305 МВт и 4 паровые турбины, работающие на 4 вала. Имелись вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 уз. Мощность электростанции — 27 000 кВт.
С появлением ТАКР «Ульяновск» отечественное кораблестроение выходило на мировой уровень. По боевой эффективности корабль мог бы быть вполне сопоставим с американскими авианосцами типа «Нимитц» и значительно превосходить французский «Шарль де Голль».
На момент прекращения строительства отечественных авианосцев техническая готовность ТАВКР «Варяг» проекта 11436 составляла 67%, «Ульяновска» проекта 11437 – 17%, а по корпусу – 90-95%. По заявлению В.В.Бабича с Черноморского судостроительного завода, если бы постройка таких кораблей продолжалась намеченными темпами, то к 2003 году мы могли бы иметь в составе ВМФ ТАВКР «Варяг» и три авианосца проекта 11437.


На создание пяти авианосных кораблей (с учетом сопутствующих затрат на НИОКР, развитие производственной базы и т.п.) за 20 лет с 1971 года было израсходовано средств всего порядка 10% кораблестроительной программы СССР, в то время как на ПЛ – 55%.
Наиболее совершенный ТАВКР проекта 11435 по стоимости был соизмерим с тремя АПЛ проекта 971, а атомный авианосец проекта 11437 – четырем таким же ПЛ. Сходные соотношения имели место и в США. Для отечественных авианосных кораблей к этому необходимо прибавить еще 70% на авиагруппу.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
стандартное: 65800
полное: 75 000 – 79 758 (наибольшее — 85000 т)
Размеры, м:
длина: 321,2 — 323,7 (по КВЛ – 302,6 м)
ширина: 79,5 — 83,9 (по КВЛ – 39,5 м)
Длина лётной палубы: 323,7 — 325м
Ширина лётной палубы: 75,5 – 80 м
осадка: 10,6 — 10,7
Скорость полного хода, уз: 29,5
Дальность плавания: Неограничена
Автономность, сут: 45
Главная энергетическая установка: 4 реактора, 4 ПТ,, 4х70000 л.с. ГТЗА-653, 10 ТГ по 1500 кВт, 8 ДГ по 1500 кВт
Экипаж, чел: 3400 (офицеров и матросов)
Авиагруппа: Около 1500 чел. лётно-технического состава

ВООРУЖЕНИЕ:

АВИАЦИОННОЕ:
До 70 летательных аппаратов.
44 истребителей (18 Су-27К, 18 МиГ-29К и 8 самолетов на базе Су-27К или 26 истребителей Су-27К и 18 МиГ-29К)
6 самолетов РЛДН Як-44
16 противолодочных вертолетов Ка-27К
3 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС
Авиационно-технические средства:
– угол подъема носового трамплина, град 12,5
– количество стартовых позиций для взлета с коротким разбегом с газоотбойным щитом 4
– количество паровых катапульт 2
– количество взлетно-посадочных площадок для вертолетов 10
– количество аэрофинишеров 4
– количество аэрофинишер-барьеров 1
– оптическая система обеспечения посадки «Луна»
– система ТВ управления посадкой АА «Раскрепощение»
– количество самолетоподъемников (размеры платформ, м) 3 х (16 х 14)
– грузоподъемность самолетоподъемников, т 50
– размеры ангара, м 175 х 32 х 7,9
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЕ: 12 ПУ ПКР типа «Гранит»
ЗЕНИТНОЕ: 24х1 ПУ ЗС-95 ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР 9М330) – 4 СУ К-12-1 с РЛС 3Р-95
8 модулей ЗРАК 3М87 «Кортик» – 2х(8 ПУ ЗУР 9М311, 2х6 30 мм) – 256 ЗУР, 48000 выстрелов
ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ: РКПТЗ-1 «Удав-1М» (2х10 РБУ-12000) – 120 РГБ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ, СВЯЗЬ, РЭБ:
• РЛК типа «Марс», РЛС общего обнаружения «Подберезовик», РЛС низколетящих целей МР-350 «Подкат-М» (на 11438: РЛС ОВЦ 2 х «Форум-2М», «Подберезовик»)
• БИУС «Омметр» + КСА «Изумление», комплекс боевого управления авиацией «Тур-434», система наведения истребителей «Газон», система обработки полетной информации «Полярник»
• система управления ДА «Резистор-К4»,
• комплекс РЭБ «Созвездие-БР», пассивные системы РЭП (количество ПУ х направляющих, калибр) ПК-2 (2 х 2-140-мм) + 4- ПК-10 «Смелый-П» (12 х 10-122-мм)
• НРЛС «Волга» — 3 АП,
• комплекс средств обмена информацией «Тройник», НК «Андромеда», комплекс ЦУ «Коралл-Б2»
• система освещения надводной обстановки «Корвет-1143»,
• комплекс радиосвязи «Буран-2», комплекс космической связи «Центавр», станция спутниковой связи «Прицел-А»,
• ГАК «Звезда»,

ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «УЛЬЯНОВСК» ПРОЕКТА 11437. МУЗЕЙ НЕВСКОГО ПКБ
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap