12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР

«АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435

THE HEAVY AIRCRAFT-CARRYING CRUISER

«ADMIRAL KUZNETSOV» PROJECT 11435

20.02.2018

Контракт на ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», как ожидается, будет подписан до конца марта. Примерно в это же время ВМФ РФ наконец-то должен получить большой десантный корабль «Иван Грен», испытания которого были приостановлены в конце декабря 2017 года. О том, какие корабли-«десантники» предлагают сегодня флоту, какими свойствами должен обладать авианосец будущего и почему на него нельзя ставить много вооружения, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов.
Вся конструкторская документация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» уже подготовлена к ремонту корабля. Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ) Сергей Власов.
«У нас не просто есть вся конструкторская документация на этот корабль. Она вся откорректирована по так называемому строительному исполнению. В начале 1990-х мы получили с Черноморского завода все предварительные извещения — правки, внесенные в ходе строительства, сдачи и испытаний корабля», — сказал он.
ИНТЕРВЬЮ
По словам Власова, Невское ПКБ ведет совместную работу с Центром судоремонта «Звездочка», Пролетарским заводом и другими предприятиями, которые будут задействованы в ремонте единственного российского авианосца.
«Мы как проектант готовы к любым работам по «Адмиралу Кузнецову», которые обозначит флот», — подчеркнул конструктор.
Он добавил, что в ходе ремонта на авианосец планируется поставить новые опреснительные установки, которые сразу будут давать питьевую воду надлежащего качества.
ТАСС

28.03.2018

На тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» установят цифровой радиотехнический комплекс управления полетами авиации.
Как пишет газета «Известия», это позволит палубным самолетам выполнять цели в любое время суток и в сложных условиях, а не только днем при хорошей видимости.
Отмечается, что также будет значительно снижена нагрузка на пилотов. Электроника позволить садиться на палубу в автоматическом режиме. Как отметили эксперты, новый комплекс будут использовать для обеспечения ближней навигации летательных аппаратов, управления их движением, обеспечения захода на посадку и посадки.
Как добавили специалисты, основная задача системы — автоматизировать приземление военных бортов на палубу корабля.
https://riafan.ru

02.04.2018

Контракт на ремонт тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов» будет заключен в апреле текущего года, сообщил ТАСС источник в российском оборонно-промышленном комплексе.
«Все необходимые распоряжения отданы. Но, так как процесс заключения контракта имеет достаточно мощную финансовую составляющую, ожидается, что в апреле мы будем иметь конкретный документ. Работы начаты в прошлом году, в октябре месяце. Это дефектация, определение объема работ и подготовительные работы», — сказал собеседник агентства.
Также он отметил, что крейсер выйдет из ремонта «гораздо раньше, чем планировали».
Как ранее сообщил ТАСС источник в российском оборонно-промышленном комплексе, контракт на ремонт с модернизацией авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» рассчитан на три года и будет подписан между Министерством обороны РФ и Объединенной судостроительной корпорацией в первом квартале 2018 года.
ТАСС

13.04.2018

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» должен вернуться в состав флота после ремонта в 2021 году, а сам ремонт предполагается завершить в 2020 году, заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
«Авианосец будет проходить ремонт, замену всех котлов, оборудования. Есть договоренность с корабелами о завершении ремонта в 2020 году, а в 2021 году корабль должен вернуться на флот», — сказал Борисов журналистам.
Как уточнили в военном ведомстве, ремонт пройдет на Мурманском судоремонтном заводе.
РИА Новости

24.04.2018

Подписан контракт на ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» сроком на три года, заявил РИА Новости источник в российском оборонно-промышленном комплексе.
«Согласно документу, заказчик должен получить корабль в 2021 году», — рассказал собеседник агентства.
Центр судоремонта (ЦС) «Звездочка» приступил к ремонту и модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», контракт подписан всеми сторонами, сообщили РИА Новости в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
«Контракт на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» всеми сторонами подписан, и дочернее общество ОСК АО «ЦС «Звездочка» приступило к его выполнению. Сумма и сроки контракта не раскрываются», — сказано в сообщении.
Кораблестроители провели все необходимые предварительные работы на 35-м судоремонтном заводе (СРЗ-35) в Мурманске и готовы начать ремонт единственного авианосца страны «Адмирал Кузнецов». Об этом ТАСС рассказал официальный представитель Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Гладышев. «Подготовительные работы начались, как только был согласован генеральный график ремонта корабля. Проведено дооснащение СРЗ-35 инструментом, оснасткой, стендами и другим оборудованием, необходимым для таких работ. Также прошла модернизация кранового оборудования и мероприятия по формированию отдельной организационной структуры под этот проект», — перечислил Гладышев.
Ремонт и частичную модернизацию корабля предполагается завершить в 2020 году, а его возвращение в строй запланировано в 2021 году.
ВТС «БАСТИОН»

ПОДПИСАН КОНТРАКТ НА РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ТЯЖЕЛОГО АВИАНЕСУЩЕГО КРОЕЙСЕРА «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

25.04.2018

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вернется в состав ВМФ в 2021 году, рассказал президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
«Мы работы уже начали. Контракт подписан двумя сторонами. Мы планируем закончить всю нашу работу к концу 2020 года. В первом полугодии 2021 года провести испытания и передать корабль в боеспособном состоянии флоту», — рассказал он.
В настоящее время в составе ВМФ России есть только один авианосец, точнее, тяжелый авианесущий крейсер — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», введенный в эксплуатацию в 1991 году, еще при СССР. После обновления он сможет прослужить флоту еще 20 лет, отмечают специалисты.
РИА Новости

ПОДПИСАН КОНТРАКТ НА РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ТЯЖЕЛОГО АВИАНЕСУЩЕГО КРОЕЙСЕРА «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

26.04.2018

Работы на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» начнутся в мае, корабль получит в ходе модернизации новые системы ПВО, в частности, «Панцирь-М». Об этом сообщил журналистам заместитель главкома ВМФ РФ Виктор Бурсук.
История создания и боевые возможности флагмана ВМФ России — в спецпроекте ТАСС
«Работы начнутся в мае в этом году, а в 2021 году флот надеется получить его [авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»] обратно», — сообщил он.
«У него будет улучшена противовоздушная оборона [ПВО], поставлены новые комплексы «Панцирь» морского исполнения. Кроме того, там будет поменяно энергетическое оборудование — новые котлы, ряд новых насосов и новые системы, обеспечивающие полеты: системы посадки, наблюдения, управления и так далее», — добавил Бурсук.
ТАСС

01.05.2018

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» в ходе модернизации получит на вооружение морскую зенитную ракетную систему большой дальности «Полимент-Редут», сообщил ТАСС источник в судостроительной отрасли.
История создания и боевые возможности флагмана ВМФ России — в спецпроекте ТАСС
«Кроме «Панцирей» на корабле планируется установить системы противовоздушной обороны большой дальности — новейший комплекс «Полимент-Редут», — сообщил ТАСС источник. Сейчас на «Кузнецове» имеются только комплексы ПВО ближнего действия «Кинжал» и «Кортик».
ТАСС

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 3К96 «ПОЛИМЕНТ-РЕДУТ» («РЕДУТ»)

05.05.2018

На ремонт и модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» выделено 60 миллиардов рублей. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.
Собеседник агентства уточнил, что техническое задание на проводимые работы подписано и утверждено. По его оценке, «это достаточно оптимистичный вариант ремонта и модернизации авианосца». В ходе модернизации «Адмирал Кузнецов» получит новые комплексы ПВО и новые элементы энергетического оборудования.
Работы начнутся в мае 2018 года и будут завершены к концу 2020-го. Отмечается, что единственный российский авианосец вернется в состав ВМФ в 2021-м.
Лента.ру

30.06.2018

Единственный российский авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» должен вернуться после ремонта в состав ВМФ РФ в 2021 г., сообщил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
«Конец 2020 г. — завершение работ. Первое полугодие 2021 г. — проведение ходовых испытаний и передача заказчику», — сказал А.Рахманов на пресс-конференции в «Интерфаксе» в четверг.
В апреле источник сообщил «Интерфаксу», что Минобороны РФ и ОСК подписали госконтракт на ремонт «Адмирала Кузнецова». «Госконтракт предусматривает выполнение работ по восстановлению технической готовности с отдельными модернизационными работами», — сообщил собеседник агентства.
Позднее информацию о подписании контракта «Интерфаксу» подтвердили в пресс-службе ОСК. «Дочернее общество ОСК АО «Центр судоремонта «Звездочка» приступило к его выполнению», — заявили в ОСК. В пресс-службе корпорации сказали, что сумма и сроки выполнения контракта не раскрываются.
ИНТЕРФАКС-АВН

26.07.2018

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» пройдет семимесячные испытания после ремонта и модернизации, рассказал в интервью ТАСС генеральный директор Центра судоремонта «Звездочка» Сергей Маричев.
«В середине апреля этого года был заключен контракт на ремонт и отдельные модернизационные работы, которые продлятся 2,5 года, а затем авианосцу предстоят семимесячные испытания. В первую очередь запланирован масштабный ремонт главной энергетической установки корабля, замена котлов, ремонт и восстановление главных турбозубчатых агрегатов, энергетических отсеков, оборудования турбогенераторных и дизель-генераторных установок, холодильных машин. Это очень большой и технологически сложный объем работы», — сказал он.
Маричев отметил, что специалисты «Звездочки» начали работы на корабле еще до подписания контракта, уже составлен график всех работ, начат выпуск технологической документации. Сейчас с опережением генерального графика идут демонтаж, выгрузка и отправка оборудования на такие предприятия как «Киров-Энергомаш», Пролетарский завод и Калужский турбинный завод.
«Ремонтные работы на заказе развернуты с мая в полном масштабе в рамках полученной документации», — подчеркнул глава предприятия.
Он добавил, что основной объем работ будет выполнен у причальной стенки филиала «Звездочки» — «35 СРЗ» в Мурманске. «В определенный момент корабль будет поставлен в док для демонтажа линии валов и винтов, проведения их дефектации и ремонта, ремонта донно-бортовой арматуры, окраски подводной части корпуса. Эта операция запланирована в Росляково, в плавучем доке ПД-50″, — сообщил Маричев.
В апреле этого года судостроители подписали контракт с Минобороны РФ на ремонт тяжелого авианесущего крейсера проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».
ТАСС

07.08.2018

Модернизация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» будет включать в себя доработку под палубные самолеты МиГ-29К/КУБ. Об этом в интервьюТАСС сообщил глава Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ), разработавшего проект модернизации корабля, Сергей Орлов.
История создания и боевые возможности флагмана ВМФ России — в спецпроекте ТАСС
«На корабле будут базироваться самолеты МиГ-29К/КУБ, Су-33 и несколько типов вертолетов. Для самолетов МиГ-29К/КУБ как раз и потребуются некоторые доработки. Летчики хотят чего-то нового, более совершенного и надежного. Будет модернизирован практически весь авиационно-технический комплекс корабельных систем», — сказал он.
Испытания новых истребителей МиГ-29К/КУБ на борту «Адмирала Кузнецова» начались летом 2016 года. Эти самолеты находились в составе авиагруппы корабля во время его похода к берегам Сирии в 2016-2017 годах.
Реклама 03
В апреле 2018 года был подписан контракт на ремонт и модернизацию этого корабля.
ТАСС

НЕВСКОЕ ПКБ: «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ» ПОЛУЧИТ НОВЫЙ «ИНТЕЛЛЕКТ» ПОСЛЕ РЕМОНТА

24.08.2018

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех в интересах Министерства обороны РФ приступил к модернизации судовых гидроустановок ГС-3М для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
«Наши специалисты уже начали работы по модернизации судовых гидроустановок для оснащения флагманского российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», — заявил в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2018» генеральный директор «Технодинамики» Игорь Насенков. — Мы планируем замену трех из шести агрегатов, установленных на корабле».
Модернизированные изделия позволят проводить заправку, очистку и опрессовку гидросистем самолетов с типом гидрожидкости, применяемым на самолетах типа МиГ-29К и МиГ-29 КУБ.
Таким образом, после модернизации на авианесущем крейсере смогут базироваться все типы самолетов палубной авиации.
«Мы всегда стараемся играть на опережение и заранее определять потребности наших клиентов. Поэтому, стремясь предоставить заказчику лучшее решение в максимально сжатые сроки, мы начали работы по модернизации агрегатов еще до заключения государственного контракта», — подчеркнул Игорь Насенков.
Холдинг «Технодинамика»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018

02.09.2018

Специалисты-судоремонтники готовят авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» к доковому ремонту. Об этом сообщил журналистам в субботу глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
«По «Кузнецову» все идет жестко в графике, контролируется мной каждые две недели. Мы находимся на стадии замены ряда ключевых механизмов, разборки и подготовки объема работ под модернизационную часть и готовимся к доковому ремонту. В ближайшее время мы должны встать в док в Мурманске, чтобы проводить дефектоскопию линии вала и все то, что касается механической части», — сказал Рахманов.
В апреле судостроители подписали контракт с Минобороны РФ на ремонт тяжелого авианесущего крейсера проекта 11435 «Адмирал Кузнецов». Работы выполняет Центр судоремонта «Звездочка». Там сообщили, что на 35-м судоремонтном заводе (СРЗ-35) в Мурманске, куда встанет на модернизацию «Кузнецов», проведены все необходимые подготовительные работы.
ТАСС

07.09.2018

Единственный российский авианосец (тяжелый авианесущий крейсер) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов» получил высоконапорные паровые котлы КВГ-4 российского производства. Агрегаты изготовили и доставили на 35-й судоремонтный завод весной-летом 2018 года, в настоящее время оборудование монтируют на корабль. Об этом сообщили Mil.Press FlotProm компетентные источники.
По словам источника в военных кругах, ресурс восьми котлов КВГ-4 составит 25 лет. Также собеседник издания добавил, что военные отказались от существенной модернизации агрегатов. Представитель Северного флота на условиях анонимности сообщил, что монтаж котлов на корабль совместят с процедурой докования.
Изначально «Адмирал Кузнецов» получил паровые котлы, произведенные Черноморским судостроительным заводом в Николаеве (Украина). Высоконапорный вертикальный водотрубный паровой котел с естественной циркуляцией и турбокомпрессорным дутьем в топку типа КВГ-4 создан «Специальным КБ котлостроения» (Санкт-Петербург).
Лента.ру

10.09.2018

Буксировка и установка тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в плавучий док ПД-50 в Мурманске начнется 14 сентября и продлится три дня. Об этом ТАСС в субботу сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
«От причала 35-го судоремонтного завода корабль начнут отводить 14 сентября. Завести авианосец в док — задача не из простых, поэтому на всю процедуру отведено три дня, и ее завершение запланировано на 17 сентября», — сказал собеседник агентства.
Он пояснил, что буксиры подведут авианосец к плавучему доку, после чего медленно заведут туда и закрепят с помощью специальных устройств. Затем из дока откачают воду и проверят надежность креплений корабля.
ТАСС

18.09.2018

Как сообщается, 14-16 сентября 2018 года в Росляково (Мурманск) состоялся ввод в большой плавучий док ПД-50 находящегося в ремонте тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435 ВМФ России.
Напомним, что в апреле 2018 года Министерство обороны России подписало с ПАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) контракт, как сообщалось, стоимостью около 55 млрд рубей на проведение среднего ремонта и ограниченной модернизации единственного в ВМФ России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Непосредственным исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Росляково (Мурманск). Окончание ремонта и передача корабля на послеремонтные испытания по контракту должно быть произведено к концу 2020 года с передачей ВМФ к середине 2021 года. В ходе ремонта, в частности, должны быть заменены все восемь главных паровых котлов паротурбинной главной энергетической установки крейсера.
https://bmpd.livejournal.com/


ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР

«АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе.
В октябре 1978 года, постановлением Совета Министров СССР Министерству Обороны было поручено разработать тактико-техническое задание на проект корабля 1143.5, Министерству судостроительной промышленности выдать эскизный проект и технический проект к 1980 году. Предположительное начало серийного строительства кораблей проекта 1143.5 – 1981 год, окончание – 1990 год. Закладка и строительство кораблей — стапель «О» николаевского судостроительного завода.
Эскизный проект подготовили к 1979 году, в этом же году его одобрил главнокомандующий ВМФ С.Горшков. Через несколько месяцев, в 1980 году, глава военного ведомства Д.Устинов подписывает директиву Генерального штаба, в которой говорилось о необходимости изменения проекта 1143.5. Теперь срок готовности технического проекта отодвигался на 1982 год, строительство на 1986-91 годы. В апреле 1980 года, главнокомандующий ВМФ С.Горшков утверждает тактико-техническое задание с внесенными изменениями проекта. Летом 1980 года все задействованные стороны – министерство судостроительной промышленности, министерство авиационной промышленности, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот признают разработку проекта корабля 1143.5 полностью выполненной.
Корректированный технический проект 1143.5 был готов к марту 1982 года. Принят постановлением Совета Министров СССР № 392-10 от 7.05.1982 года.
Архитектура ТАКР проекта 11435, по сравнению с его предшественниками, стала «более авианосной» — со сквозной полетной палубой площадью 14 800 м 2, трамплином с углом схода в 14,3° в носовой части, двумя бортовыми 40-т самолетоподъемниками по право­му борту в нос и корму от островной 13-ярусной надстройки (высота над палубой 32 м). Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 м. Посадочный участок полетной палубы (205×26 м), включая спонсон левого борта, располагается под углом 7° к ДП корабля. Вся поверхность полетной палубы и трамплина имеет про­тивоскользящее термостойкое (до 450°С) покрытие «Омега», а три ВПП (10×10 м), предназначенные для вертикальной посадки Як-41, выкладывались термостойкими (до 750°С) плитами АК-9ФМ.
Полностью сварной корпус имеет по высоте 7 палуб и 2 платформы. Сплошное двойное дно идёт по всей длине корабля. Основной конструктивный материал корпуса, главных водонепроницаемых переборок, палуб и платформ, спонсонов и островной надстройки — сталь; для изготовления второстепенных выгородок и переборок использовались сталь и алюминиево-магниевые сплавы (с крепле­нием к стальным конструкциям на биметаллических планках).
Ангар — закрытого типа общей площадью 3980 м 2 (153x26x7,2 м) порядка 50% длины и 70% ширины корабля — служит для хране­ния и технического обслуживания до 70% штатного числа ЛАК. В нем же хранятся по-походному тягачи, корабельные газоструйные и пожарные машины, а также унифицированный комплекс средств специального применения для палубного обслуживания ЛАК. Транспортировка и размещение самолетов предусмотрены со сложенными консолями крыльев, а вертолетов — со сложенными лопа­стями несущих винтов. На всех штатных местах стоянки ЛАК в ангаре и на технических позициях производится их швартовка и
зазем­ление. Ангар оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки ЛАК, позволяющей отказаться от использования тя­гачей и исключить загазованность внутренних помещений выхлопными газами. Тягачи требуются лишь для операций с ЛАК на по­летной палубе, при подаче их из ангара на платформы подъемников и обратно.
Вооружение корабля состоит из 12-и пусковых установок 4К-80 ПКРК «Гранит», 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-и пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2-х установок РБУ-12000 «Удав».
В состав радиоэлектронного оборудования входят: БИУС «Лесоруб», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трёхкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Бейсур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полётами «Резистор», средства РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1» и другие (всего 58 наименований).
1 сентября 1982 года корабль проекта 1143.5 заложили на модернизированном стапеле «О» николаевского судостроительного завода и присвоили название «Рига» (при проектировании предполагалось наименование «Советский Союз») с заводским номером 105. Через два месяца корабль переименовывают в «Леонид Брежнев». В декабре 1982 года началась установка 1-го блока корпусной конструкции. Кстати, это был первый корабль, состоящий из 24-х блоков корпуса. Блоки шириной корпуса, длиной 32 метра, высотой 13 метров, весом до 1.7 тыс. тонн. Надстройки корабля также устанавливались в виде блока.

Все двигательные и энергетические системы были заказаны на 1983-84 год. Их монтаж и установка велась на уже частично собранном корпусе, что привело к вскрытию палуб и некоторых переборок и сильно замедлило весь процесс строительства. Первые фотографии нового корабля, сделанные со спутника, появились во французской прессе в 1984 году, готовность ТАКР на этот год составляла 20 процентов.
При выпуске рабочей конструкторской документации по жесткому поблочному графику (где на РКД каждого блока завод требовал месяц) в НПКБ широко использовались современная вычислительная техника (уровень автоматизации проектно-конструкторских работ в целом достиг 55%, расчетов – 75%), объемное проектирование в наиболее насыщенных помещениях корабля и агрегатирование оборудования. Принятая технология значительно сократила продолжительность стапельного периода постройки корабля. Такое сокращение обеспечивалось за счет расширения фронта работ с выполнением значительного их объема вне стапеля, в цеховых условиях, что существенно повышало качество выполнения. Формирование корпуса из блоков нижнего яруса продолжалось одновременно в двух направлениях – в нос и корму от закладного блока, аналогично велись работы по формированию и верхнего яруса. На стапеле в блоки нижнего яруса до закрытия 6-й палубы погружали главные котлы и ГТЗА, другое оборудование машиннокотельных отделений, энергоотсеков и отделений холодильных машин, механизмов систем. Так же шла погрузка оборудования и устройств в блоки верхнего яруса.
Погрузка и монтаж вооружения (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), авиационно-технических средств, электрооборудования, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений предусматривалось выполнять на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша ЧСЗ.
Старшим строителем корабля был назначен С. Н. Астремский, который в 1972 – 1978 гг. вел строительство ТАКР «Минск» пр. 1143.2. С начала постройки корабля на заводе организовали группу авторского надзора НПКБ, возглавляемую посменно заместителями главного конструктора проекта. Комплексная разметка доизоляционного насыщения помещений и корректировка РКД по опыту строительства выполнялись с участием отдела технической помощи НПКБ, организованного из николаевских конструкторов.
Корабль спущен на воду 4 декабря 1985 года под наименованием «Леонид Брежнев». В 1986 году главным конструктором проекта 1143.5 назначают П.Соколова. 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 4 октября 1990 года стал именоваться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Зачислен в состав Северного флота 20 января 1991 года.
1 ноября 1989 года Виктор Пугачёв совершил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Тбилиси» (в нв «Адмирал Кузнецов») проекта 11435 на самолете Су-27К. В этот же день первый взлет с этого же корабля на самолете Миг-29К выполнил летчик Токтар Аубакиров. Еще позже в тот же день была выполнена первая посадка на ТАКР штурмовика Су-25УТГ, который пилотировали летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Александр Кругов.
21 ноября 1989 года летчик В.Г. Пугачев совершил первую ночную посадку Су-27К на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
25 декабря 1990 года в строй Краснознаменного Северного флота вступил тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Тяжелый авианесущий крейсер (а фактически — авианосец) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», без сомнения, представляет собой достаточно уникальный и самобытный тип боевого корабля, не имеющий мировых аналогов. Наличие на нем мощного ракетного вооружения и авиагруппы в составе самых современных боевых самолетов классической аэродинамической схемы по праву ставит его в один ряд с новейшими авианосцами ведущих морских держав. Сочетание трамплинного старта и аэрофинишерной посадки самолетов с высокой тяговооруженностью теоретически позволяет при меньших, чем при создании западных аналогов, затратах обеспечивать ПВО сил флота в отдаленных районах Мирового океана.
В то же время авиагруппа корабля укомплектована не полностью. Как показала практика, для обеспечения решения возложенных на ТАВКР чисто авианосных задач ему крайне недостает самолетов РЛД, ПЛО, постановщиков помех и заправщиков. Правда, в свое время ОКБ им. П.О.Сухого проводило разработки по созданию специализированных машин на базе Су-27К — разведчиков, постановщиков помех и др., но это могло быть только вынужденной полумерой, как, впрочем, и принятие на вооружение вертолета РЛД Ка-31, уступающего по эффективности самолету ДРЛО (меньшее время патрулирования и меньшая дальность обнаружения целей). Впрочем, в реальных условиях даже эти вертолеты на корабле отсутствуют.
Самолетов Су-33 на ТАВКР также меньше штатной численности: всего на авиазаводе в г.Комсомольске-на-Амуре было изготовлено 24 машины (на сегодня четыре из них по разным причинам уже потеряны), входящие в состав 279-го КИАП 57-й СКАД. До последнего ремонта на «Кузнецове» базировалось одновременно не более семи самолетов.

Не оправдал себя и РЛК «Марс-Пассат» (разработчик — киевское НПО «Квант»), который замышлялся в качестве отечественного аналога американского РЛК AEGIS. Его ТТЭ должны были отвечать самым современным требованиям, обеспечивая обнаружение, классификацию и сопровождение до 120 целей одновременно. Однако, как было установлено еще на испытаниях «Баку», комплекс нуждался в доработке (на «Баку» его функции выполняла резервная РЛС «Фрегат-М» — соответственно до 80 целей, а удачную ЭВМ, передававшую целеуказания в БИУС и корабельным станциям вооружения, взяли от «Марса-Пассата»). Эту систему вынужденно сохранили и на «Тбилиси» — «Кузнецове».
В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.
С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погибла подводная лодка К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого в проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 года в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.
8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.
Задачи длительного плавания в районах Атлантического океана и Средиземного моря экипаж крейсера выполнял в 1995-1996 гг., 2004 г., 2005 г., 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012 гг.
В августе 2012 года Мурманский филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» завершил работы по восстановлению технической готовности тяжелого авианесущего крейсера (ТАВРК) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов проекта 11435 Северного флота.
К ноябрю 2012 года предприятие «Пилотажно-исследовательский центр» создало и подготовило к государственным испытаниям спутниковый радионавигационный комплекс для морской авиации, способный обеспечить «слепую» посадку самолета, испытания комплекса начнутся в ближайшее время, первыми новый комплекс получат истребители Су-33.
В ноябре 2014 года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вышел в Баренцево море для обеспечения полетов палубной авиации. «Экипаж крейсера, прошедший полный цикл базовой подготовки, закрепит навыки командного состава в управлении подчиненными силами и отработает комплекс совместных мероприятий с летчиками отдельного корабельного истребительного авиаполка СФ, которые будут тренироваться совершать взлеты и посадки на палубу корабля на самолетах Су-25УТГ и Су-33″, — сказал официальный представитель Северного флота.
В конце декабря 2013 года корабельная авианосная группа (КАГ) Северного флота (СФ), возглавляемая тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», совершала переход через акваторию Норвежского моря в сложных метеоусловиях, обусловленных прохождением циклонов. Для авианесущего крейсера это уже 7-й дальний поход. В свой первый дальний поход в составе корабельной многоцелевой группы ТАВКР вышел в декабре 1995 г.
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

Минобороны Великобритании подтвердило, что эсминец ВМС страны сопровождал в декабре 2013 года группу российских военных кораблей у берегов Шотландии. Британские СМИ несколько дней назад сообщили, что на расстоянии 30 морских миль от берегов Шотландии были замечены несколько российских кораблей, в том числе тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». При этом внимание СМИ привлекло не само появление российских кораблей у берегов Великобритании, а тот факт, что единственным кораблем, который мог быть отправлен на встречу российской группе, стал дислоцированный на юге страны в Портсмуте эсминец.

Отряд боевых кораблей Северного флота (СФ), возглавляемый тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», 8 мая 2014 года зашел в пролив Ла-Манш. В ходе выполнения задач дальнего похода тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», начавшегося 17 декабря 2013 года, лётчики авиакрыла приобрели значительный практический опыт полётов с палубы корабля в открытом море, совершив более 350 вылетов на истребителях Су-33 и корабельных вертолетах Ка-27 с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов.
В 2014 году палубная команда авианосца ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов» получила жилеты разного цвета, в зависимости от решаемых моряками задач (оружие, топливо, водители и так далее).
На крейсере во время походов базируются самолёты ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Палубная команда авианосца ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов» в 2014 году получила жилеты разного цвета, в зависимости от решаемых моряками задач (оружие, топливо, водители и так далее). Здесь надо обратить внимание, что специалисты палубных служб авианосцев других стран уже давно носят одежду разного цвета, по сочетаниям цветов быстро определяется род занятия того или иного моряка.
13 мая 2015 года началась буксировка тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на доковый ремонт на 82-й судоремонтный завод в Североморске. До этого, подготовка к ремонту была выполнена 35-м судоремонтном заводе.
Предыдущий ремонт, который в Минобороны РФ охарактеризовали как «плановое восстановление технической готовности», завершился на корабле в конце сентября 2014 года. С тех пор корабль выходил в море на учения.
На ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» к октябрю 2015 года завершено восстановление систем и механизмов до полной боевой готовности. 19 октября 2015 года крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» приступил к выполнению плановых задач боевой подготовки в Баренцевом море. Основное внимание при выполнении плановых задач боевой подготовки в Баренцевом море было уделено решению вопросов слаженности экипажа корабля, несколько месяцев не выходившего в море. Затем на корабле прошла проверка бортовых радиотехнических систем и оборудования и состоялись облёты корабля самолётами корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота Су-33 и Су-25 с аэродрома Североморск-3.
В конце октября тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» выполнил в Баренцевом море боевое упражнение по поражению морской цели зенитным ракетным комплексом «Кинжал». Стрельба крейсера проходила в акватории Баренцева моря. Выставленная морская мишень была успешно поражена.
Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» решено модернизировать под новые типы самолетов, об этом 22 ноября 2015 года сообщил помощник главнокомандующего ВМФ по военно-научной работе капитан 1-го ранга Андрей Суров. «Мы будем поддерживать „Адмирала Кузнецова” в постоянном рабочем состоянии. Сейчас мы готовим его к очередной боевой службе. Он будет меняться и дорабатываться под новые самолеты», — сказал он.
Суров подчеркнул, что внешне авианосец меняться не будет, а вот его технические характеристики станут постоянно усиливаться.
«Если говорить по авианосцу, сейчас мы его называем морской авианесущий комплекс, потому что он рассматривается не просто как корабль, — продолжил Суров. — На нем должно быть соответствующее летательное крыло с различными воздушными судами — ударными, информационного, разведывательного назначения. Вертолеты должны быть соответствующего назначения», — добавил он.
Суров особо подчеркнул, что создание данного авиакрыла является отдельной большой задачей для ВМФ РФ.
СФОРМИРОВАН 100-Й ОТДЕЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК
КОРАБЕЛЬНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29К/МИГ-29КУБ

22 января 2016 года на борту тяжелого авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» прошли торжества, посвящённые 25-й годовщине со дня первого подъема военно-морского флага на корабле.
Поздравить моряков с юбилеем прибыли ветераны корабля, члены первого экипажа, представители администраций городов России, шефствующих над крейсером. В числе подарков, сделанных шефами — квартира в Дмитровском районе Подмосковья, которая будет распределена одному из военнослужащих по решению командования крейсера.
ЭКИПАЖ ТАВКР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ТОРЖЕСТВЕННО ОТМЕТИЛ 25-ЛЕТИЕ КОРАБЛЯ

В середине июня 2016 года авианосец покинул акваторию 35-го судоремонтного завода после завершения первого этапа восстановления боевой готовности. В ходе восстановления технической готовности корабля на «35-м СРЗ» на крейсере были выполнены ремонтные работы главных котлов, турбо и дизель генераторов, а также восстановлено мастичное покрытие взлетно-посадочной полосы.
На борту тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Северного флота (СФ), выполнявшего плановые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море, прошло учение по противовоздушной обороне (ПВО).
В рамках сдачи элементов курсовой задачи экипаж отработал отражение удара средств воздушного нападения условного противника с выполнением артиллерийских и зенитных ракетных стрельб по имитированным целям.
В течение нескольких дней, которые ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» провел в Баренцевом море, экипаж корабля выполнил ряд боевых упражнений с применением радиотехнических комплексов во взаимодействии с противолодочной авиацией 45-й армии ВВС и ПВО.
Также отработано совместное маневрирование с кораблями Кольской флотилии разнородных сил.
Для подготовки экипажа к борьбе за живучесть крейсера в море были проведены внутрикорабельные учения, в ходе которых моряки учились действовать в составе аварийных партий по различным вводным.

Испытания авиагруппы на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» начались 1 июля 2016 года в Баренцевом море, до этого палубные летчики Северного флота завершили отработку задач на авиационном тренажере НИТКА в Крыму. Палубная авиация с крейсера «Адмирал Кузнецов» будет участвовать в нанесении ударов по боевикам в Сирии из восточной части Средиземного моря в октябре 2016 — январе 2017 года, об этом сообщил военно-дипломатический источник в Москве. «План участия палубных летчиков смешанного авиакрыла в нанесении ударов по террористическим группировкам в Сирийской Арабской Республике Генштабом подготовлен, он имеет целью дать экипажам практику выполнения боевых вылетов с палубы авианосца для поражения наземных целей», — сказал собеседник.
Таким образом, пояснил он, удары осенью-зимой будут наносить и летчики авиационной группировки на базе Хмеймим, и палубная авиация «в самом тесном взаимодействии между собой». По его данным, на борту «Кузнецова» во время похода «будет порядка 15 истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ и более десяти вертолетов Ка-52К, Ка-27, Ка-31″.

Полк пилотов МиГ-29К корабельного базирования для несения службы на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» практически сформирован и в 2016 году начнет выполнять полеты, заявил начальник морской авиации ВМФ РФ генерал-майор Игорь Кожин 15 января 2016 года.
«МиГ-29К — машина современная, там реализован очень большой научный потенциал. Получив эти машины, мы получили новое качественное вооружение. Сейчас стоит задача как можно скорее ввести его посадки на палубу, подготовить летный состав. Полк, который будет заниматься на этих самолетах, мы фактически укомплектовали. Задача стоит уже в этом году к выходу на боевую службу на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» — это очень важно. Это основная задача 2016 года, и я думаю, мы с ней справимся», — сказал Кожин.

В ходе подготовки к дальнему походу тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» впервые после длительного перерыва начал принимать на борт самолеты палубной авиации из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота.. На вооружении 279-го ОКИАП состоят самолеты Су-33 и Су-25УТГ.
Предполагалось, что в море авианосец выйдет с двумя авиаполками на борту — 279-м и 100-м. На вооружение последнего поступили новейшие истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР
На авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» были проведены работы по монтажу уникальной системы, призванной перед вылетом заложить (на сленге морских летчиков — «выставить») сверхточные координаты в инерциальные навигационные системы (ИНС) палубных истребителей Миг-29КР и МиГ-29КУБР. До недавнего времени на борту «Кузнецова» была установлена аналогичная система, правда, способная работать только с более старыми аналоговыми инерциальными системами истребителей Су-33 и учебно-тренировочных Су-25УТГ, но не совместимая с цифровыми ИНС МиГ-29КР/КУБР.
Новейшая корабельная система разработана Раменским приборостроительным конструкторским бюро, многие технические решения изделия были проверены при строительстве индийского авианосца «Викрамадитья».

В конце августа 2016 года на находящемся на рейде Североморска тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Северного флота производились испытания базирования корабельного боевого вертолета Ка-52К. В испытаниях участвовал один из вертолетов Ка-52К опытной партии из четырех машин, построенной в 2015 года на АО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ имени Н. И. Сазыкина» в рамках договора 2012 года с АО «Камов».
КОРАБЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-52К

21 сентября 2016 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сообщил о планах оборонного ведомства отправить авианосец к берегам Сирии.
15 октября 2016 года российский авианосец «Адмирал Кузнецов» покинул штатное место стоянки на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске и встал на рейде Североморска.

Корабельная группа во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и атомным крейсером «Петр Великий» в 15.00 мск 16 октября 2016 года начала поход в Средиземное море.
«В соответствии с планом боевой подготовки Военно-Морского Флота России 15 октября в 15.00 мск начался поход корабельной авианосной группы Северного флота в районы Северо-Восточной Атлантики и Средиземного моря. В состав группы входят тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» и суда обеспечения», — говорится в сообщении Минобороны.
Целью похода кораблей Северного флота в Средиземное море станет реагирование на пиратство и терроризм и обеспечение безопасности судоходства РФ, говорится в сообщении пресс-службы флота.
«Цель похода — обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана. Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности морского судоходства и других видов морской экономической деятельности Российской Федерации, а также реагированию на новые виды современных угроз, такие как пиратство и международный терроризм», — говорится в сообщении.
Тяжелый авианесущий крейсер вышел в поход в Средиземное море, имея на борту десять истребителей Су-33 и четыре МиГ-29КР/КУБР.

17 октября 2016 года норвеги опубликовали сделанные утром того же дня базовым патрульным самолетом Lockheed P-3C Orion из состава 333-й эскадрильи ВВС Норвегии фотографии идущей в Норвежском море в южном направлении корабельной авианосной группы Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
Согласно другому сообщению того же ресурса, 18 октября на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» были начаты полеты палубной авиации. Российская сторона направила норвежским властям уведомление с начале с утра 19 октября трехдневных учений палубной авиации «Адмирал Кузнецова» в международных водах в Норвежском море в зоне площадью 20 тысяч квадратных км.
С 18 октября 2016 года корабельная группа сопровождается фрегатом F 310 Fridtjof Nansen ВМС Норвегии, с борта которого были запечатлены начавшиеся 19 октября активные полеты авиации с крейсера«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
С 19 октября к слежению за российской авианосной группой присоединился также британский фрегат F 239 Richmond типа 23.

Корабельная авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», следующая в Средиземноморье, 21 октября была в проливе Ла-Манш на пути в Атлантику. За передвижением российских кораблей следили британский эсминец «Данкан» и фрегат «Ричмонд», а также нидерландский ракетный фрегат «Эвертсен» и бельгийский фрегат «Леопольд I». В небе в районе Ла-Манша зафиксированы полеты американских истребителей F-15, базирующихся в Великобритании.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» 25 октября 2016 года уже шел вдоль побережья Португалии в сопровождении боевых кораблей НАТО. Авианосную группу сопровождает португальский фрегат «Васко да Гама» и корабль снабжения ВМС Испании «Кантабрия». Также за российскими кораблями наблюдал португальский патрульный самолет С-3.
Корабли авианосной группы ВМФ России в конце октября вошли в Средиземное молре и некоторое время находились у побережья Марокко, где осуществлялась заправка топливом кораблей авианосной группы.
Подлодка ВМС Нидерландов утром 9 ноября 2016 года пыталась приблизиться и следить за авианосной группой ВМС России в Средиземном море. 9 ноября в 06:50 мск в восточной части Средиземного моря корабельной поисково-ударной группой в составе больших противолодочных кораблей «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» была обнаружена дизель-электрическая подводная лодка ВМС Нидерландов (предположительно, «Валрус»), попытавшаяся приблизиться для слежения за корабельной авианосной группой Северного флота. Противолодочные корабли Северного флота вынудили голландскую субмарину покинуть этот район Средиземного моря.
13 ноября истребитель МиГ-29КР с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» упал в море. Совершив вылет с авианесущего крейсера утром 13 ноября, группа из трех самолетов МиГ-29КР/КУБР по выполнении поставленной задачи приступила к выполнению посадки на корабль. Первый истребитель произвел посадку без замечаний. Второй МиГ-29КР зацепился за второй из четырех тросов аэрофинишера, порвал его и в конечном итоге зацепился только за резервный четвертый трос. Порванный второй трос запутался за третий и сделал невозможным использование его при посадке самолета.
Палубная команда «Адмирала Кузнецова» не смогла исправить аэфинишер в короткий срок и в результате третий истребитель, барражируя в воздухе в зоне ожидания, выработал все топливо, и его пилот был вынужден катапультироваться.
Причиной аварии истребителя МиГ-29 в Средиземном море стала задержка с принятием решения о посадке на запасной аэродром после поломки аэрофинишера на «Адмирале Кузнецове».
МИГ-29 УПАЛ ИЗ-ЗА ЗАДЕРЖКИ С РЕШЕНИЕМ О ПОСАДКЕ НА ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ
АВАРИЯ МИГ-29КР В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ – ОТКАЗОВ НА САМОЛЕТЕ НЕ БЫЛО
ДВИГАТЕЛИ ПОДВЕЛИ «МИГ» С «АДМИРАЛА КУЗНЕЦОВА»
КОРАБЕЛЬНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29К/МИГ-29КУБ

Вооруженные силы России 15 ноября 2016 года начали масштабную операцию по нанесению ударов по террористам в сирийских провинциях Идлиб и Хомс, об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу. «Впервые в истории ВМФ в боевых действиях начал принимать участие авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»», — сказал он на совещании с руководством ВС РФ, которое проводит президент Владимир Путин. Он добавил, что в боевых действиях в Сирии впервые в истории ВМФ принял участие авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». С его борта по террористам отработали самолеты Су-33.

В результате ударов палубных истребителей Су-33 из состава авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов» в сирийской провинции Идлиб уничтожены десятки боевиков группировки «Джабхат ан-Нусра», об этом 17 ноября заявил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.
Генерал отметил, что по нескольким каналам разведки подтверждена гибель по меньшей мере 30 террористов, в том числе известных полевых командиров Мухаммада Хелала, Абу Джабер Хармужа и Абуль Баха аль-Асфари.
АВИАЦИЯ С «АДМИРАЛА КУЗНЕЦОВА» УНИЧТОЖИЛА ДЕСЯТКИ БОЕВИКОВ «АН-НУСРЫ»
ВОЙНА В СИРИИ

20 ноября 2016 года появился спутниковый снимок авиабазы Хмеймим, на которой развернута российская авиационная группировка в Сирии. На снимке видно, что на авиабазе Хмеймим в тот момент находились восемь корабельных истребителей Су-33 и один корабельный истребитель МиГ-29КР — то есть большая часть действующей авиагруппы находящегося у сирийского побережья тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» ВМФ России.
ИСТОЧНИК ОБЪЯСНИЛ ПОЯВЛЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ С «АДМИРАЛА КУЗНЕЦОВА» В ХМЕЙМИМЕ

5 декабря 2016 года истребитель Су-33 потрпел аварию в Средиземном море во время посадки на авиаосец «Адмирал Кузнецов». После выполнения боевой задачи в небе Сирии при совершении посадки на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса аэрофинишера выкатился за пределы палубы истребитель Су-33. Пилот катапультировался и силами поисково-спасательной службы был сразу доставлен на борт «Адмирала Кузнецова».
«ЛАЙФ» НАШЕЛ ВИНОВНОГО В АЭРОФИНИШЕРЕ
ЧП С ИСТРЕБИТЕЛЯМИ СУ-33
В АВАРИИ СУ-33 ИЩУТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
МИНОБОРОНЫ УЗНАЛО ПРИЧИНУ АВАРИИ СУ-33 НА «АДМИРАЛЕ КУЗНЕЦОВЕ»

Группировка Вооруженных сил России в Сирии начала сокращаться, первыми ее покинут авианосец «Адмирал Кузнецов», крейсер «Петр Великий» и сопровождающие их корабли, заявил 6 января 2017 года начальник Генерального штаба ВС генерал армии Валерий Герасимов.
«В соответствии с решением верховного главнокомандующего ВС России Владимира Путина Минобороны приступает к сокращению группировки Вооруженных сил в Сирии», — сказал военный.
Он отметил, что корабельная авианесущая группа выполнила свои задачи, в частности, совместно с силами противовоздушной обороны в Сирии была создана единая система ПВО.
Герасимов напомнил, что с 00.00 мск 30 декабря 2016 года на всей территории Сирии действует режим прекращения боевых действий, который не касается международных террористических группировок.
В соответствии с решением президента Владимира Путина о сокращении группировки войск в САР авианесущая группировка Вооруженных сил РФ во главе с «Адмиралом Кузнецовым» в пятницу начнет переход из Средиземного моря в Североморск, заявил журналистам начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов.

«Хочу поблагодарить весь личный состав корабельной авианесущей группы за успешное выполнение поставленных задач. Старшему на походе вице-адмиралу Виктору Соколову приказываю с сегодняшнего дня начать свертывание корабельной авианесущей группы и совершить переход в пункт основного базирования Североморск в соответствии с ранее утвержденным планом», — сказал он.
Командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов со своей стороны заявил, что задачи корабельной авианесущей группы в Сирии выполнены. Он также сообщил, что корабли и суда группы полностью обеспечены запасами материальных средств и технически исправны.
Самолеты палубной авиации России впервые в истории военно-морского флота страны решали боевые задачи, нанося удары по наземным объектам в Сирии с палубы корабля, за два месяца морская авиация выполнила в САР 420 вылетов, из них 117 ночью. При этом были поражены 1252 объекта террористов, — заявил Андрей Картаполов.
«Удары наносились по объектам инфраструктуры, скоплениям боевиков и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам незаконных вооруженных формирований.

МОДИФИКАЦИИ:
• 11435 («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») – ТАВКР, фактически – первый отечественный авианосец с самолётами горизонтального взлёта (1990 г.)
• 11436 («Варяг») – второй корабль пр.11435 (шестой из серии «Кречет») с некоторыми изменениями (недостроен) в СССР, продан Украиной на металлолом Китаю. Достроен в Китае и введен состав ВМС НОАК.

ПЕРВЫЙ КИТАЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стандартное водоизмещение: 43000 тонн
Полное водоизмещение: 55000 тонн
Наибольщее водоизмещение: 58600 тонн
Размерения
Длина: 302,3 метра
Длина по ватерлинии: 270 метров
Ширина: 72,3 метра
Ширина по ватерлинии: 35,4 метра
Осадка: 9,14 метра
Скорость: 29 узлов
Автономность плавания: 45 суток
Экипаж: 1960 человек
Мощность паротурбин: 4×50000 л.с.
Мощность турбогенераторов: 9×1500 кВт
Мощность дизель-генераторов: 6×1500 кВт

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетный комплекс «Гранит» с 12 пусковыми установками для противокорабельных ракет 3М45,
противоторпедный комплекс «Удав-1» с 60 ракетами,
зенитно-ракетными комплексами «Кинжал» (боезапас 192 ракеты) и «Кортик» (256 ракет).
На борту могут располагаться до 24 многоцелевых вертолетов Ка-27,
до 16 многоцелевых истребителей МиГ-29К или вертикального взлета и посадки Як-41М (по проекту),
до 12 палубных истребителей Су-33 (Су-27К) и палубные самолеты МиГ-29К (поступают с 2014 года)

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
— БИУС «Лесоруб»;
— СОИ «Тройник»;
— комплекс дальнего целеуказания «Коралл-БН»;
— многофункциональный РЛК «Марс-Пассат» с фазированной антенной решеткой;
— трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА»;
— двухкоординатная РЛС «Подкат» обнаружения низколетящих воздушных целей;
— комплекс навигации «Бейсур»;
— оборудование связи «Буран-2»;
— станции активных помех МП-207, МП-407, ТК-Д46РП;
— РЛС управления полетами «Резистор»;
— комплекс радиоэлектронной борьбы «Кантата-1143.5»;
— комплекс гидроакустики «Полином-Т»;
— станции гидроакустики «Звезда-М1», «Амулет», «Алтын»;
— навигационные радиолокационные станции «Наяда-М», «Вайгач-У»;
— станция звукоподводной связи «Штиль»;
— система космической связи «Кристалл-БК»;
— система боевого управления ЛА «Тур-434»;
— телевизионная система посадки «Отведок-Раскрепощение»;
— станция наведения «Газон»;
— система автоконтроля «Контроль»;

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 07.01.2017

Источники: bastion-karpenko.narod.ru, Морская коллекция №7 от 2005 года. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», Пресс-служба Северного флота, Лента.ру, РИА Новости, www.arms-expo.ru, topwar.ru, Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». История создания и принятия на вооружение. (razgromflota.ru), 3mv.ru, eagle-rost.livejournal.com, телеканал «Звезда», Эху Москвы, www.vpk-news.ru, izvestia.ru, bmpd.livejournal.com и др.

var omitformtags=["input", "textarea", "select"] omitformtags=omitformtags.join("|") function disableselect(e){ if (omitformtags.indexOf(e.target.tagName.toLowerCase())==-1) return false } function reEnable(){ return true } if (typeof document.onselectstart!="undefined") document.onselectstart=new Function ("return false") else { document.onmousedown=disableselect document.onmouseup=reEnable }

____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap