ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+



ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «НОВОРОССИЙСК» ПРОЕКТА 11433. THE HEAVY AIRCRAFT-CARRYING CRUISER «NOVOROSSIYSK» PROJECT 11433



ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «НОВОРОССИЙСК» ПРОЕКТА 11433
THE HEAVY AIRCRAFT-CARRYING CRUISER «NOVOROSSIYSK» PROJECT 11433

После назначения в 1976 г. Министром обороны СССР Д.Ф.Устинова от строительства полноценного авианосца было решено отказаться в пользу кораблей-носителей СВВП. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1977 г. была утверждена постройка третьего (срок сдачи – 1979 г.), а также четвёртого противолодочных крейсеров (срок сдачи – 1982 г.) с некоторыми изменениями и максимальным использованием документации головного корабля (пр.1143М). 30 сентября 1975 г. состоялась закладка третьего корабля («Новороссийска») на стапеле «0» Черноморского ССЗ (г.Николаев).
Проект был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в январе 1975 г. (руководитель А. Н. Маринич), утвержден в июле 1975. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжелых транспортных вертолетов и базирование истребителей Як-38П.
ТАКР проекта 114333 предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям в составе группы.
Как и у других моделей советский авианесущих крейсеров, полетная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5°), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.
Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии применялись 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15 МВт.
На борту размещались две эскадрильи: противолодочных вертолетов Ка-27 и самолетов Як-38П, их общее число увеличено до 36 (больше, чем у авианосцев «Киев» и «Минск»). Авиатехника располагалась в ангаре под полетной палубой, там удалось разместить 24 машины. На полетную палубу их поднимали с помощью двух подъемников: подъемник для самолетов располагается в районе миделя, подъемник для вертолетов позади надстройки.
Вооружение состоит из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630, 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60)). Торпедные аппараты отсутствовали.

С учётом корректировки техпроекта по принятым изменениям спуск «Новороссийска» переносился на 1978 г. А в строй корабль вошёл только 14 августа 1982 г., так как достройка после спуска на воду осуществлялась по снова изменённому техпроекту 11433.
Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г. С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.
15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.
«НОВОРОССИЙСК»: [з/н 103]. Зачислен в списки ВМФ 24.6.1975 г.; заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ №198 по пр.1143-М; 28.06.1977 г. переклассифицирован в ТАВКР; спущен на воду 26.12.1978 г.; достраивался по пр.11433; швартовные испытания с 1.09 по 27.12.1981 г.; 5.01.1982 г. убыл в Севастополь; с 29.01 по 12.04.1982 г. прошёл заводские ходовые испытания, в самом начале которых вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 одного из главных котлов, усилиями заводчан аварийный ТНА через временные вырезы переместили в ангар, а оттуда – на верхнюю палубу, уникальная операция завершилась, когда с находившегося в достройке ТАВКР «Баку» пр.11434 в обратном порядке был доставлен аналогичный ТНА-3; с 12.04 по 28.05 проходил госиспытания на полигонах боевой подготовки ЧФ с перерывом для участия в параде к Дню Победы; за время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили 112 полётов, вертолёты Ка-27 – 108, Ка-25 – 51, Ми-6 – 10 и Ми-8 – 139 полётов (в апреле на палубу упал Ка-27, один матрос погиб); введён в строй 14.08.1982 г.; 15.08.1982 г. торжественно поднял Военно-морской флаг и перешёл в Севастополь; вошёл в состав КТОФ 24.11.1982 г.
В январе 1993 г. на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док для ремонта, но 30 июня 1993 г. было принято решение об исключении из состава флота.
В 1994 г. продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 млн долл. В январе 1996 г. отбуксирован в порт Пусан (Южная Корея).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
• стандартное 30 530 — 31 900
• полное 41 370 — 43 220
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ) 273,1 (235,9)
• ширина наибольшая (по КВЛ) 51,3 (31)
• осадка наибольшая (средняя) 11,5 (9,3)
• размеры подпалубного ангара 130х22,5х6,6
Главная энергетическая установка: котлотурбинная
• 8 котлов КВН 98/64 в 4-х автономных группах
• 4 ГТЗА ТВ-12-3; суммарная мощность, л.с. (кВт) 180 000 (132 300)
• турбогенераторы, мощность, кВт 6 Х 1500
• дизель-генераторы, мощность, кВт 4 Х 1500 4 вала; 4 четырёхлопастных гребных винта
Скорость хода, уз:
• наибольшая 30,7 (30,4)
• экономическая — 14,2 / 18,3
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 7160 (18), 4000 (29)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров):
• штатный экипаж 1607 (300)
• экипаж со штабом 1659 (345)
• авиагруппа 430

ВООРУЖЕНИЕ

Авиационное:
— противолодочных вертолетов Ка-27 и самолетов Як-38П, их общее число увеличено до 36
— ангар под полетной палубой для 24 машины
— два подъемника ЛА
Ударное ракетное: 4 х 2 пусковые установи для ПКР П-500 Базальт (16 ракет),
Зенитное ракетное: 2 ПУ ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет),
Артиллерийское:
2 х 76-мм артиллерийских установок АК-726
8 х 30-мм установок АК-630,
Противолодочное:
1 х ПУ противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р),
2 х реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60)

Источники: bastion-karpenko.narod.ru, www.nashflot.ru, Морская коллекция. Приложение к журналу «Моделист-конструктор». 1995. №1, История отечественного судостроения / Под ред. и. д. Спасского, т. 5. СПб.: Судостроение, 1996 и др.

НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap