ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+



ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ». THE HEAVY AIRCRAFT-CARRYING CRUISER TYPE «KIEV» PROJECT 1143 «KRECHET»



ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ»
THE HEAVY AIRCRAFT-CARRYING CRUISER TYPE «KIEV» PROJECT 1143 «KRECHET»

11.04.2016

Бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Минск» проекта 11432, с 2000 года использовавшийся в качестве развлекательно-музейного комплекса «Парк «Минск» в китайском Шэньчжене (провинция Гуандун), со 2 по 8 апреля 2016 года был прибуксирован изШэньчженя для проведения ремонта подводной части на китайскую коммерческую судостроительную верфь Zhejiang Peninsula Ship Industry Company в Чжоушань (провинция Чжэцзян).
Сообщается, что после докования и покраски в Чжоушане «Минск» уже в конце апреля будет перебуксирован к новому месту стоянки — в создаваемом развлекательном парке в научно-технологическом парке Сутун в Наньтуне (провиция Цзянси), в 100 км вверх по течению Янцзы от моря, рядом с построенным в 2008 году огромным 8,2-километровым мостом через Янцзы. Там корабль должен в качестве развлекательно-музейного комплекса стать частью упомянутого развлекательного парка, первая очередь которого планируется к открытию в 2017 году. Развекательный парк в Сутун создается администрацией научно-технологического парка Сутун совместно с китайской группой Yongjia Group и является амбициозным мегапроектом с объемом инвестиций около 10 млрд долл, включающим разнообразные площадки и сооружения, начиная от «Минска» и громадного театра и кончая комплексом в честь Мерилин Монро (!).
http://bmpd.livejournal.com

08.05.2016

Бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Минск» проекта 11432, прошедший ремонт подводной части и окраску на китайской судостроительной верфи Zhejiang Peninsula Ship Industry Company в Чжоушане (провинция Чжэцзян), 5 мая 2016 года был прибуксирован по реке Янцзы к новому месту стоянки — в создаваемом развлекательном парке в научно-технологическом парке Сутун в Наньтуне (провиция Цзянси, КНР), в 100 км вверх по течению Янцзы от моря, рядом с построенным в 2008 году огромным 8,2-километровым мостом через Янцзы.
Использование бывшего авианесущего крейсера в качестве «Парка «Минска» в Шэньчжене было хронически убыточным. Первый оператор (и установщик «Минска» в Шэньчжене) компания Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Company Limited потерпела банкротство еще в 2006 году, после чего «Парк «Минск» был выкуплен группой CITIC, управлявшей им до продажи в начале 2016 года наньтунцам. CITIC также сообщала об убытках, и о том, что количество посетителей «Минска» в последние годы (в среднем 4000-5000 человек в сутки) было недостаточным для рентабельности и для поддержания корабля и его экспозиции. За время стоянки в Шэньчжене корабль пришел в полный упадок.
http://bmpd.livejournal.com


ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ»

Проектирование корабля было начато в январе 1968 г. как корректировка технического проекта третьего ПКР пр. 1123 c целью обеспечения базирования на нем не только вертолетов, но и штурмовиков СВВП Як-36М, однако в связи с выдвижением ВМФ ряда новых требований — вылилось в разработку нового эскизного проекта 1143 ПКР с усиленным авиационным вооружением. ТТЗ ВМФ было утверждено 16.10. 1968 г., а эскизный и технический проекты — соответственно 2.09. 1969 и 30.04. 1970 г.г.
Постановлением правительства от 2 сентября 1969 г. № 685-251 было принято совместное предложение Министерства обороны и Минсудпрома о прекращении постройки на ЧСЗ в г. Николаеве ПКР по пр.11233 и о начале строительства ПКР «Киев» с авиационным вооружением уже по новому проекту 1143.
Эскизный проект 1143, которому МСП присвоил шифр «Кречет», был рассмотрен и одобрен Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле 1969 г. При этом инициативные варианты поддержки не получили. В качестве основы для его дальнейшей разработки приняли I вариант с водоизмещением 25 000 т. При рассмотрении проекта на Президиуме НТС МСП министр Б. Б. Бутома, не скрывая своих личных симпатий к такому кораблю, назвал его «нашей хрустальной мечтой», «визитной карточкой страны». 22 апреля того же года ВМФ и МСП подписали совместное решение об утверждении эскизного проекта 1143. По поступившим в ходе рассмотрения проекта предложениям и дополнениям, не предусмотренным утвержденными ТТЗ и основными ТТЭ, приняли решения по сокращению объема конструктивной защиты, замене противокорабельного ракетного комплекса «Монолит» более мощным — «Базальт», комплексированию средств радиосвязи, увеличению водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения закладки корабля в 1970 г. НПКБ разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости материалов и оборудования, документацию и основные рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей корректировкой. Технический проект 1143 НПКБ разработало в крайне сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он был утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года головной корабль «Киев» (зав. № 101) заложили на ЧСЗ. Его главным строителем назначили В. Н. Корчагина. Основные элементы этого корабля (таблица) и мероприятия по обеспечению его строительства были утверждены постановлением Правительства в феврале 1971 г.
Параллельно с проектирование ТАКР, но с некоторым отставанием, шла разработка самолета Як-36М, эскизный проект и макет которого ОКБ ММЗ «Скорость» представило на рассмотрение в марте 1970 г. В апреле здесь закончили постройку первого опытного экземпляра (прототипа) Як-ЗбМ (№ 01), а затем, в течение года, еще двух (№ 02 и 03). В ходе заводских испытаний, начавшихся в конце 1970 г., летчик-испытатель М. С. Дексбах на самолете № 02 впервые совершил 25 февраля 1972 г полет «по полному профилю» (вертикальный взлет — горизонтальный полет — вертикальная посадка). Создание ТАКР «Киев» и СВВП Як-З6М обеспечивалось выполнением большого объема опытных и экспериментальных работ. ЧСЗ по проекту НПКБ построил и в 1972 г. смонтировал на базе ЛИИ натурный отсек с участком полетной палубы корабля и корпусными конструкциями под ним. На отсеке установили самолет Як-36 и проводили гонки его двигателей для определения силового и теплового влияния их газовых струй на палубу, а также для замеров уровней шума в подпалубных помещениях. По результатам эксперимента ВИАМ МАП разработал специальное теплостойкое палубное покрытие АК-9Ф, которым впоследствии были покрыты полетные палубы всех четырех кораблей этого типа.
Первый авианесущий корабль проекта 1143, получивший название «Киев» (заводской №101), 5 мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года был заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года корабль был спущен на воду. 17 апреля 1975 года «Киев» вышел на ходовые испытания.
Из-за задержки многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям ВМФ. потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г. — апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные — в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ «Скорость» К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с авиационным вооружением «Киев» пр. 1143 подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.
15 июня 1976 года противолодочный крейсер (ПКР) «Киев» был включён в состав Краснознамённого Северного флота. Такое обозначение ПКР «Киев» носил до 1977 года, когда произошла переклассификация корабельного состава ВМФ и с 28 июня 1977 года он стал называться тяжелым авианесущим крейсером – ТАКР.
За создание тяжёлого авинесущего крейсера «Киев» 250 специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и медалями. Главный конструктор А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Впервые в отечественной практике корабль получил элементы «авианосной» архитектуры: угловую полетную палубу (угол ее оси к ДП — 6,5 град.) и сдвинутую к правому борту надстройку. 28.06. 1977 г. корабли были переклассифицированы в тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР). Первоначально на кораблях предусматривлось базирование 22 вертолетов КА-25 или 20 СВВП Як-36М (после принятия на вооружение — Як-38) и двух вертолетов. Совместным Решением ВМФ и МСП от 20.12. 1977 г. количество базирующихся летательных аппаратов было доведено до 36.
Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25,АК-27) по продольной системе набора (на оконечностях – по поперечной) со шпацией 500 мм. Корпус разделён на отсеки: 18 – поперечными и 2 – продольными водонепроницаемыми перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. ПКР «Киев» стал первым советским авианесущим кораблём с полной полётной палубой (длина 189 м, ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ти ярусная надстройка сдвинута к правому борту. Начиная с третьего яруса, надстройка изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная энергетическая установка представляла собой «удвоенный» вариант применённой ранее на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.
На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130?22,5?6,6 м), вмещавшем 22 летательных аппарата. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались 10 технических позиций для обслуживания летательных аппаратов.
Ударное ракетное оружие крейсера представлено ракетным комплексом «Ураган-1143», состоявшим из четырёх ненаводящихся спаренных контейнерных пусковых установок СМ-241 с фиксированным углом старта, станции управления «Аргон-1143», аппаратуры регламентного контроля и восьми крылатых ракет П-500 «Базальт». Предусматривалась возможность однократной перезарядки главного комплекса, для чего ещё 8 запасных ракет хранились в погребе (только на «Киеве» и «Минске»).
Кроме этого вооружение корабля состояло из: 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), двух 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65).
В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина».
В 1977 — 1982 гг. «Киев» неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев», летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 г.
ТАКР «Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР «Минск» посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).
С 1979 г. на ТАКР «Минск» отрабатывались взлет СВВП Як-38 с коротким разбегом и посадка с пробегом, что обеспечивало повышение дальности их полета и потребовало некоторого удлинения полетной палубы.
В 1993 г. оба корабля были исключены из состава флота.

В конце 1995 г. «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл…
Первенец отечественного авианосного кораблестроения «Киев» удивительным образом повторил судьбу «Минска». Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» стал второй удачной покупкой для Китая. Китайская компания «Tianma Shipbreaking» (Тяньцзинь) приобрела его на металлолом за 70 млн. юаней, примерно, за 8,4 млн. долларов США. К моменту покупки ТАВКР «Киев» состоял на службе только 20 лет и даже не успел выработать своего ходового ресурса рассчитанного на 25 лет.
28 августа 1994 года после торжественного спуска военно-морского флага команда «Киева» была расформирована, а тяжелый авианесущий крейсер был передан для разделки на металл.
17 мая 2000 года корабль был отбуксирован из военно-морской базы Видяево, Россия в порт Тяньцзинь, КНР (Tianjing, Zhongguo). В среду, 30 августа 2000 года, корабль длиною в 273 метра встал на якорь в бухте порта. Первоначально «Киев» был отшвартован на территорию судоремонтного завода в городе Шаньхайгуань (провинция Хэбэй). Верхнюю палубу, надстройку и отсеки, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями корабля, сделали местом посещения туристов.
Однако первоначальные планы Китая по слому и переплавке авианесущего крейсера изменились. Нарушив условия контракта, новые владельцы не стали утилизировать корабль. Вероятно, они находились под впечатлением популярности и большого коммерческого успеха его собрата «Минска». Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро на использование корпуса ТАВКР «Киев» в туристическом бизнесе.

СЕРИЯ:

Название Заводской № Место постройки Дата закладки Дата спуска Дана вступления в боевой состав Состояние
«Киев» 101 Черноморский судостроительный завод, г. Николаев 21.07.1970 26.12.1972 28.12.1975 в 1993 г. исключен из состава ВМФ
«Минск» 102 Черноморский судостроительный завод, г. Николаев 28.12.1972 30.09.1975 27.09.1978 в 1993 г. исключен из состава ВМФ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант Невское ПКБ
Гл.конструктор А. В. Маринич
Завод-строитель Черноморский ССЗ
Годы вступл. в строй 1975-1978
Число кораблей в серии 2

Общекорабельные данные:
Водоизмещение, т:
— стандартное 30530
— полное 41340
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 273(236)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 49,2(31)
— осадка при полн.водоизм. 9,0
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— число х мощность и тип
ГТЗА, л. с. 4 х 45000 ТВ-12
— число и тип гл.котлов 8 КВН-95/64
Электроэнергетическая установка:
— число х мощность и тип
генераторов, кВт 6 х 1500 ТГ,
4 х 1500 ДГ
Скорость полного хода, уз. ок. 30
Дальность плавания, миль ок. 7000
(при скорости хода, уз.) (18)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел.: ок.1360

ВООРУЖЕНИЕ:

Авиационное:
— количество летательных аппарат., шт. 36
из них:
— самолетов 14 Як-38
— вертолетов 22 Ка-25
— 2 самолетоподъемника
— размеры платформ, м 18,9 х 10,
18 и 9 х 4,8
— Число взлетно-посададочных площадок 7
— площадь полетн. палубы, м2 6000
— площадь ангара, м2 2400
Противокорабельное ракетное:
— тип комплекса «Базальт»
— число х тип ПУ 4 х 2
(боекомплект, шт.) (6)
— система управления «Аргон-К-114»
— система освещения подводной
обстановки «Корвет-114»
Зенитное ракетное:
— число х тип ЗРК коллективной
обороны 2 х «Шторм»
— число х тип ПУ 2 х
(боекомплект, шт.) (96)
— число х тип систем
управления 2 х «Гром-1»
— число х тип ЗРК самооб. 2 х «Оса-1′
— число х тип ПУ 2 х
— боекомпл.(тип ЗУР) 40(9М-33)
— число х тип систем
управления 2 х 4Р-33
Артиллерийское:
— число УАУ х тип стволов
х калибр, мм 2 х 2 х 76,2
— тип (боекомплект) АК-726(3400)
— число х тип сист. упр. 2 х МР-105
«Турель»
— число ЗА х число стволов
х калибр, мм 8 х
— число хтип сист. упр. 4 х «Вымпел»
Противолодочное:
— тип рак. комплекса «Вихрь»
— число х тип ПУ 1 х 2
(боекомплект, шт.) (16)
— число ТА х число труб х калибр,мм
(боекомплект) 2 х 5 -533 (10)
— число х тип рак.-бомб. установок
(боекомплект) 2 х РБУ-100(120)
Радиоэлектронное:
— РЛС общ. обн. МР-600, МР-700
— РЛС навиг. Фрегат, Вайгач-У,Волга
— Ст. осв. р/л обст. МРП-3(«Кольцо»)
— Cт. акт. р/л пом. 2МП-264,2МП-150
— Ср. пост. пас. пом. ПК-2
— Гидроак. ср. МГ-342(Орион)
— БИУС Аллея-2
— Сист. бл. нав. Привод-Ф

Источники: НПКБ, bastion-karpenko.narod.ru, www.rusarmy.com, razgromflota.ru и др.

МОДЕЛЬ ТЯЖЕЛОГО АВИАНЕСУЩЕГО КРЕЙСЕРА «КИЕВ» ПРОЕКТА 1143 В ЦВММ



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap