ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А»

LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP OF THE PROJECT 1134А «BERKUT»

Корабль пр. 1134А разрабатывался в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.Ф.Аниниева. Поскольку в соответствии с кораблестроительными программами, которые разрабатываются на десятилетний период, под них разрабатываются и новые виды вооружения, то на пр.1134А предполагалось устанавливать успевающие к этому сроку и образцы нового оружия.
10 августа 1964 г. правительством СССР было принято решение о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения. Именно на эти корабли возлагалась задача слежения на боевой службе за развернутыми ПЛАРБ вероятного противника. Различными вариантами советских кораблестроительных программ намечалось построить в общей сложности 32 БПК проекта 1134 (шифр «Беркут»), которые представляли собой дальнейшее развитие тех же БПК проекта 61. Постройка «беркутов» велась первоначально на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А.Жданова (ныне — Северная верфь).
Корабль проекта 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 года, предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера проекта 58.
В ходе разработки технического проекта 1134 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 тонн (вместо 4300 в проекте 58).

При утверждении в январе 1963 года технического проекта 1134 ВМФ и ГКС было решено усилить средства ПЛО за счёт замены трёхтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные (с торпедами СЭТ-65) и размещения новой ГАС «Титан-2». Однако на первых кораблях серии до освоения промышленностью новых образцов вооружения предусматривалось установить ГАС «Титан» и «Вычегда», а также ЗРК «Волна» (вместо ЗРК «Шторм»), число ракет П-35 было уменьшено до четырёх (с размещением только в пусковых установках). Стандартное водоизмещение корабля при корректировке проекта 1134 было увеличено до 5340 тонн.
В ходе рабочего проектирования выполнялись проработки по совершенствованию средств ПЛО за счёт применения противолодочного ракетно-торпедного оружия. По их результатам в январе 1965 года ВМФ и ГКС приняли решение о строительстве последующих кораблей серии, начиная с пятого корабля, по откорректированному техническому проекту 1134А (главный конструктор В.Ф.Аникиев) с заменой ПКРК П-35 на ПЛРК «Метель» (с двумя счетверёнными ненаводящимися пусковыми установками), двумя ЗРК «Шторм», новой, более совершенной РЛС обнаружения воздушных целей и ГАС «Титан-2» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Главные размерения и вооружение сохранялись по откорректированному проекту 1134, а водоизмещение возросло примерно на 300 тонн.
На основании решения правительства, принятого в 1965 году было прекращено строительство крейсеров пр.1134 и начата постройка больших противолодочных кораблей (БПК),так стали классифицировать противолодочную версию крейсера пр.1134. Вариант корабля с усиленным противолодочным вооружением — комплекс ПКР заменен на комплекс ПЛУР «Метель» был разработан под руководством В.Ф.Аникиева при участии главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга О.Т.Сафронова и получил номер проекта 1134А.
Опыт эксплуатации авиационного вооружения на кораблях проекта 1134 показал, что ВПП и ангар размещены слишком низко, что часто приводило к их забрызгиванию и заливанию на ходу корабля даже при умеренном волнении. Поэтому на новом корабле ВПП разместили выше на одну палубу, а ангар выполнили полуутопленным с подачей вертолета из ангара на ВПП при помощи специального подъемника.

Корпус корабля был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, сильно наклоненный форштевень, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Он делился водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков, имел три палубы и три платформы. Междонное пространство использовалось для хранения запасов воды, масел и топлива. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Надстройки (за исключением дымоходов, подкреплений под ПУ ЗРК и газоотбойных щитов) были выполнены из алюминиево-магниевых сплавов. Как и в прототипе, дымоходы обоих машинно-котельных отделений (МКО) соединялись с башенно-подобной фок-мачтой, что позволило уменьшить силуэт корабля и обеспечить хорошие сектора обстрела для ЗРК и 57-мм АУ.
БПК пр. 1134А имел вспомогательный паровой котел КВВА-12/28А (28 кг/см2; 340°С), который обеспечивал приготовление ГЭУ к походу, ТГ паром во время стоянки в базе, работу активных успокоителей качки и общесудовой отопительной системы. Этот котел традиционно располагался в отсеке вспомогательных механизмов. Корабль был оборудован двухканальной системой кондиционирования воздуха всех боевых постов и жилых помещений, которая работала от пяти холодильных машин или от общесудовой отопительной системы.
В отличие от прототипа на БПК пр. 1134А вместо ПКРК П-35 установили ПЛРК «Метель», вместо ЗРК «Волна» — универсальный ЗРК «Шторм-М», вместо РЛС «Кливер» и «Ангара» — РЛС «Восход» и «Ангара-А», а вместо ГАС «Титан» и «Вычегда» — ГАС «Титан-2» (или «Титан-2Т»), антенная система которой размещалась в носовом бульбовом обтекателе. Кроме того, на кораблях пр. 1134А изначально стояли на вооружении артиллерийские комплексы АК-630М.

Обе четырехтрубные (диаметром 1350 мм) ненаводящиеся палубные ПУ ПЛРК «Метель» располагались побортно от носовой надстройки под ходовой рубкой. Они были подняты на угол 30°, чем после старта обеспечивался выход ПЛУР на заданную высоту. Грубое наведение ПЛУР в горизонтальной плоскости осуществлялось маневрированием корабля, а управление их полетом обеспечивалось носовым АП СУО «Шторм». ВПП на БПК пр. 1134А, исходя из опыта эксплуатации на пр. РКР 1134, разместили выше на одну палубу, что позволяло избегать заливания вертолета в штормовых условиях. Ангар выполнили полуутопленным, с подачей машины на ВПП при помощи специального подъемника. Погреб авиационного боезапаса (12 глубинных бомб ПЛАБ-250-120 и ПЛАБ-50-64, пять торпед АТ-1 или ВТТ-1, 54 РГБ «Чинара», 15 РГБ «Поплавок-1 А» и 10 ориентирных морских бомб ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н) оборудовали под ангаром.
На корабле пр. 1134А в максимально возможной степени реализовали все виды защиты, которые по представлениям того времени должны были обеспечивать его высокую боевую устойчивость. Во-первых, был снижен уровень первичных физических полей. Помимо защиты, данное мероприятие обеспечило более благоприятные условия для работы радиотехнических средств (и в первую очередь ГАС), а также хорошую обитаемость. Во-вторых, для защиты личного состава от воздействия радиоактивных и химических веществ была предусмотрена герметизация корпуса и надстроек по наружному контуру, а также локальная герметизация всех боевых постов. Причем система вентиляции работала по замкнутому циклу с охлаждением и фильтрацией воздуха.
Средства ПВО также усилены заменой ЗРК «Волна» на ЗРК «Шторм» с уменьшением боекомплекта зенитных ракет на 25%. Этот комплекс впервые создавался как универсальный (способный поражать и надводные цепи) и только для ВМФ. Наконец вместо РЛС «Кливер» была установлена новая помехозащищенная РЛС «Восход». На этом корабле впервые в практике отечественного кораблестроения антенна гидроакустической станции Титан-2″ была размещена в носовом бульбовом обтекателе. Из-за этого пришлось якоря вынести как можно дальше в нос, вследствии чего корабли проекта 1134А и 1134Б получили стремительный внешний вид.



Назначение: Обеспечение во взаимодействии с другими кораблями и силами ВМФ: Боевой деятельности подводных лодок, боевой деятельности кораблей ПЛО в удаленных районах моря, защиты своих морских сообщений от подводных, надводных и воздушных сил противника.
Особенности проекта: Впервые в практике отечественного кораблестроения было предусмотрено размещение антенны гидроакустической станции в носовом бульбовом обтекателе.

Головной БПК пр. 1134А «Кронштадт» был сдан флоту 29.12.1969 г., последний «Адмирал Юмашев» – 25.09.1977 г. Всего на этом заводе было построено и передано флоту 10 БПК пр.1134А (7 для СФ и 3 для ТОФ).
В процессе эксплуатации на некоторых кораблях усиливали средства ПВО устанавливая дополнительно 30-мм автоматы АК-630. Наконец на части кораблей во время ремонтов заменили комплекс ПЛУР «Метель» на новый универсальный комплекс «Раструб-Б» способный поражать как ПЛ, так и надводные корабли.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
Стандартное: ок. 5 600 т
Полное: ок. 7 535 т
Размеры
Длина наибольшая: 159,0 м
Ширина наибольшая: 16,8 м
Осадка средняя при полном водоизмещении: 5,84 м
Скорость полного хода: ок. 32,0 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 18 уз
Дальность плавания: 5 200 миль
Автономность по запасам провизии: 30 суток
Комплектация: 343 человек
Силовые установки
Главная энергетическая установка: Паротурбинная суммарной мощностью 90 000 л.с.
ГТЗА ТВ-12-1 (2 х 45 000 л.с.),
4 главных котла КВН 98/64-1.
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 4 750 кВт.
(2 турбогенератора ТД-1000, 1-ТД-750 и 4 дизельгенератора АСДГ-500/1).

ВООРУЖЕНИЕ

Зенитное: Ракетный комплекс «Шторм» в составе двух ПУ Б-187А и двух систем управления:носовая – 4Р-60М(«Гром-М»), кормовая – 4Р-60(«Гром»).
Артиллерийское: Артиллерийский комплекс 57-мм калибра в составе: двух спаренных автоматов АК-725 с двумя системами управления МР-103.
Противолодочное и противоторпедное: Ракетный комплекс «Метель» в составе двух счетверенных ПУ КТ-М-1134А (КТ-100) с системой управления 4Р-60М («Гром-М»), общей с носовой системой ЗУРО.
Два торпедных аппарата ПТА-53-1134с системой управления «Гроза-1134″
2 РБУ-6000 и 2 РБУ-1000 с системой управления «Буря-М-1134″

Радиотехническое:

Гидроакустическая станция МГ-312.
Радиолокационные станции обнаружения и целеуказания МР-310А и МР-600
Системы активных помех МРП-11-14,МРП-11-16, МП-150, МП-152
Комплекс постановки пассивных помех ПК-2 (2 ПУ).
Авиционное: Вертолет Ка-25.

БПК «АДМИРАЛ ИСАЧЕНКОВ» НА ВОЕННО-МОРСКОМ ПАРАДЕ, ЛЕНИНГРАД, 1 МАЯ 1977 Г.
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А». ФОТОРЕПОРТАЖ
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А». ФОТОРЕПОРТАЖ
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap