КАК «ЛИДЕР» ПОЗВОЛИТ РОССИИ СТАТЬ ЛИДЕРОМ В АРКТИКЕ. HOW «LEADER» WILL ALLOW RUSSIA TO BECOME A LEADER IN THE ARCTIC


КАК «ЛИДЕР» ПОЗВОЛИТ РОССИИ СТАТЬ ЛИДЕРОМ В АРКТИКЕ
HOW «LEADER» WILL ALLOW RUSSIA TO BECOME A LEADER IN THE ARCTIC

КОНТРАКТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
Похоже, что давняя мечта российских корабелов и покорителей Арктики свершилась, 23 апреля 2020 года в Мурманске и Владивостоке состоялось дистанционное подписание контракта на строительство самого крупного в мире атомного ледокола «Лидер» проекта 10510. Государственным заказчиком корабля является Госкорпорация «Росатом», застройщиком — ФГУП «Атомфлот», его строительство будет реализовано дальневосточным судостроительным комплексом (ССК) «Звезда» на основании распоряжения Правительства РФ от 27 марта 2019 года №538-р «Об определении ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» единственным исполнителем по строительству а/л «Лидер». Цена контракта составляет 127,6 млрд руб. Большие деньги на крупный судостроительный проект.
Теперь уже исторические подписи под документом поставили генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и генеральный директор ООО «СКК «Звезда» Сергей Целуйко. Государственным заказчиком в отношении строительства ледокола является, ССК «Звезда» — единственный исполнитель данного контракта.
Но все так радужно было в судьбе этого проекта ледокола, как может показать по факту подписания контракта. Прежде всего его создание растянулось на несколько десятилетий, да и право на строительство заняло много сил и времени.
Борьбу за этот заказ активно вела Объединенная судостроительная корпорация со своим судостроительным предприятием «Балтийский завод» (Санкт-Петербург), в настоящее время строящим серию из пяти атомных ледоколов типа «Арктика» проекта 22220 мощность 60 МВт. Так же в ОСК рассматривался вариант строительства «Лидера» на судостроительном заводе «Северная верфь». Среди претендентов назывался и керченский завод «Залив» , где строился атомный лихтеровоз «Севморпуть», от корпорации «Ак Барс». Но решение принято. Здесь не маловажную роль сыграло фактическое владение ССК «Звезда» крупнейшей нефтяной компанией России «Роснефть», которую возглавляет Игорь Сечин. Последний считается одним из самых влиятельных людей в России и одним из самых близких к президенту страны Владимиру Путину. А крупнейшая судостроительная корпорация «ОСК» и растущий на глазах «Ак Барс» остались за бортом.

Отчасти решение о строительстве «Лидера» на «Звезде» имеют под собой и объективные причины. Например, на сколько сейчас судостроительный завод «Залив» обладает необходимыми для выполнения такого заказа техническим оснащением и компетенциями персонала предприятия? Можно ответить на это замечание, мол есть время и все эти поставленные вопросы можно решить при определенном финансирование. Вероятно, это так и есть.
С другой стороны, если брать предприятия ОСК, то по ним тоже есть вопросы. Балтийский завод фактически перегружен текущим строительством серии атомных ледоколов типа «Арктика» проекта 22220. Пока даже головной корабль серии «Арктика» не передан заказчику, у него на испытаниях возникли проблемы с системой движения. Так же по причине перегрузки с завода на Адмиралтейские верфи передали достройку не атомного ледокола «Виктор Черномырдин».
Другое предприятие, судостроительный завод «Северная верфь» загружена работой по военным заказам, оно является единственным строителем серии самых современных отечественных фрегатов типа «Адмирал Горшков» проекта 22350, предполагается строительство модернизированных кораблей этой серии проекта 22350М, а в перспективе и эсминцев проекта 23560 с тем же шифром работ «Лидер», как и у ледокола. Так же предприятие продолжает строительство новых корветов проекта 20380, 20385, 20386, большинство из которых построено именно на «Северной верфи». Так же завод строит суда обеспечения, разведывательные корабли и большие промысловые суда. Одновременно на «Северной верфи» предусмотрена крупная модернизация производственных возможностей предприятия, завершение этого проекта намечена на 2024 года.

ГОТОВНОСТЬ ВЕРФИ

В тоже время, судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке еще полностью не готов, его производственные мощности сегодня вводятся поэтапно. Он строится консорциумом во главе с НК «Роснефть» в городе Большой Камень Приморского края по поручению Президента России Владимира Путина. На сегодняшний день портфель заказов судоверфи составляет более 40 судов, с учетом опционов – около 60. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов.
Первая очередь предприятия стала площадкой для средне- и крупнотоннажного судостроения, ее ввод осуществлялся в 2012 — 2019 годах. Однако, уже в 2016 году на заводе началась производственная деятельность. В настоящее время полным ходом выполняется вторая очередь строительства предприятия. Где, самый крупный в России сухой док стал ключевым элементом этого этапа строительства судостроительного комплекса «Звезда». Сухой док позволит судоверфи строить большинство типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов, это крупнейшее в стране гидротехническое сооружение впечатляющих размеров 485х114х14 метров.
Буквально сейчас, практически в реальном времени, 28 апреля 2020 года в городе Большой Камень успешно завершена транспортная операция по доставке на судоверфь «Звезда» уникального оборудования для строящегося на судостроительном комплексе самого крупного в России сухого дока. Батопорт (водонепроницаемый затвор) — плавучая конструкция длиной 114 метров и высотой 12 метров — доставлен морским путем на палубе 180-метрового транспортного судна полупогружного типа. Операция по спуску на воду и швартовке батопорта к достроечной набережной ССК «Звезда» заняла 16 часов. Монтаж батопорта запланирован на июль 2020 года.

Интересно отметить, что судостроители «Звезды» и не сомневались, что заказ на ледокол «Лидер» достанется им. На макете развития судоверфи представленной на международной выставке НЕВА-2019 в Санкт-Петербурге было показано две модельки будущего ледокола этого проекта, один был в акватории предприятия, а второй показали во время строительства, как раз в сухом доке, батопорт которого только что доставили на завод.
К завершению строительства второй очереди в 2024 году будет сформирована площадка крупнотоннажного и офшорного судостроения. Общее число работников предприятия должно составить более 7000 специалистов. и ССК «Звезда» войдет в число крупнейших судостроительных комплексов России. Современные технологии и большие потенциальные возможности этого предприятия позволили остановится на выборе его как основного строителя новейшего суперледокола «Лидер» проекта 10510.

НЕМНОГО О АТОМНЫМ ЛЕДОКОЛЕ «ЛИДЕР»

Атомный ледокол «Лидер» водоизмещение около 69700 тонн станет важным элементом большого проекта существенного расширения возможностей транспортной инфраструктуры Севморпути. По оценкам специалистов, новое судно увеличит время навигации на маршруте для отечественных и зарубежных транспортных судов и судов обеспечения экономической деятельности в этом регионе, а так же скорость прохода по Северному морскому пути в 5 раз.

России выгодно использовать Севморпуть как для внутрироссийской доставки грузов, так и для обеспечения транзита международных грузов. Экономия в сравнении с транспортным путем через Суэцкий канал для доставки продукции из стран Азиатско-тихоокеанского региона в Европу может составить млн долл США за судно.
Руководство страны, крупный нефтегазовый бизнес, Атомфлот и другие заинтересованные лица рассчитывают на круглогодичный доступ на азиатские рынки для танкеров ледового класса типа Aframax при реализации всего транспортного проекта, а так же «Лидер» должен способствовать круглогодичному вывозу СПГ с проектов НОВАТЭКа на Ямале и Гыданском полуострове. Ранее сообщалось, что для полноценного освоения Арктики потребуется три таких ледокола. По этому поводу еще в сентябре 2018 года сообщил вице-премьер Юрий Борисов, он отметил, что три новых атомных ледокола проекта 10510 «Лидер» будут построены в России, вопрос с финансовым обеспечением строительства решен.

«Президент дал свое согласие об определении «Звезды» единственным исполнителем строительства ледоколов «Лидер». Распоряжение правительства будет подготовлено в соответствии с указанием главы государства в установленном порядке», — подчеркнул вице-премьер Борисов в сентябре 2019 года.
Примечательно, что одним из последних документов, подписанных Дмитрием Медведевым перед его отставкой с поста Председателя Правительства Российской Федерации 15 января 2020 года, стало Постановление Правительства Российской Федерации № 11 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер». Постановление предусматривает выделение в период с 2020 по 2027 годы из федерального бюджета 127,576979 млрд рублей на строительство головного большого линейного атомного ледокола нового поколения проекта 10510 (шифр «Лидер»).. Ледокол планируют ввести в эксплуатацию в 2027 году. Государственным заказчиком строительства, согласно Постановлению, является «Росатом», а застройщиком – ФГУП «Атомфлот».
Но не только бывший премьер отметился в истории создания самого мощного атомного ледокола в Мире. Чаяния советских конструкторов, ученых и судостроителей воплощаются в реальность. В свое время, для освоения северных районов страны и успешной эксплуатации Севморпути в круглогодичном или продленном режиме требовались еще более мощные полярные ледоколы, чем на тот момент проектируемые и строящиеся. В 1980-х гг. ЦКБ «Айсберг» с контрагентами разработало эскизный проект 10560 ледокола-лидера (главный конструктор В.Я.Демьянченко) мощностью энергетической установки 150 000 л. с. (110 МВт) и водоизмещением около 56 000 т. Эскизный проект был утвержден, предполагалось построенному по этому проекту ледоколу-лидеру дать имя «Урал». Из-за социально-экономического кризиса дальнейшие работы по проекту были отнесены на 1992 г., но проектирование ледокола-лидера в то время так и не возобновилось. Теперь есть надежды на то, что «Лидер» будет воплощен в металле.
Согласно условиям недавно подписанного контракта ввод ледокола «Лидер» в эксплуатацию запланирован в 2027 году. деньги на него выделил бюджет. «Лидер» станет самым мощным ледоколом в мире, он будет вдвое превосходить серию строящихся ледоколов «Арктика» мощностью 60 МВт по проекту 22220 (ЛК-60).

Это стало возможным и благодаря тому, что Крыловский государственный научный центр в конце 2016 года согласовал концептуальный проект атомохода «Лидер» с Центральным конструкторским бюро «Айсберг» (головной разработчик «Лидера»), а в следующем году ЦКБ «Айсберг» приступил к практической реализации проекта.
По расчетам конструкторов, благодаря новым техническим решениям «Лидер» сможет с легкостью преодолевать арктический лед толщиной более 4 м и прокладывать судоходный канал для проводки судов шириной 50 м. «Лидер» будет способен пройти через двухметровый лед со скоростью 14 узлов. Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить «колею» не шире 36 м.
Технический проект нового сверхмощного российского атомного ледокола «Лидер» был подготовлен ЦКБ «Айсберг» в ноябре 2017 года. Для продолжения работ «Роснефть» согласилась уже в 2019 году дать аванс 3,5 млрд руб. на нулевой этап создания конструкторской документации, а Минпромторг выделить 950 млн руб. на НИОКР по системе электродвижения ледокола.

С самого начала атомоходы проекта «Лидер» задуманы как самые мощные в мире атомные ледоколы. Для этого на них будут установлены ядерные паропроизводящие установки, состоящие из двух реакторных установок РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 МВт каждая. Она разработана предприятием Госкорпорации «Росатом» — АО «ОКБМ Африкантов».
ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ, филиал Крыловского государственного научного центра) ведет разработку принципиально новой сверхмощной системы электродвижения для ледоколов проекта 10510. К 2022 году ЦНИИ СЭТ обещает создать систему электродвижения, в которую будут входить двигатели, преобразовательная техника и система управления. Главная сложность, с которой сталкиваются разработчики, – создать сверхмощный гребной электродвигатель, сохранив при этом разумные габариты.
О том, что технический проект атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт полностью разработан в апреле 2019 года сообщил министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров в рамках итоговой коллегии Минэнерго России.
По последним данным, ледокол сможет преодолевать льды толщиной до 4,3 м, прокладывая коридор до 50 м шириной, и, как ожидается, проводить караваны на скорости 10–12 узлов.
Всего до 2033 года планируется построить три «Лидера» в дополнению к пяти атомным ледоколам «Арктика» и целому флоту не атомных ледоколов, строительство которых уже ведется значительными темпами.
Такое внимание к освоению Северного морского пути и Арктики не случайны, здесь есть кроме экономических интересов и исторические корни. История освоения Россией полярных областей насчитывает более восьми столетий. Еще в 1616—1620 гг. царскими указами были закреплены исключительные права России в некоторых районах Арктики. Для России Арктика столетиями оставалась неотъемлемой частью ее хозяйственных и политических интересов, средой обитания значительного числа российских граждан.

КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ

Поэтому хотелось бы напомнить по комплексному подходу Российской Федерации к освоению Арктики в настоящее время, сейчас кроме чисто экономических и сугубо гражданских проектов здесь реализуется программа защиты этого региона от потенциальных угроз Министерством обороны России. По всему маршруту следования транспортных судов по Северному морскому пути они будут надежно прикрыты от воздушных атак и нападения с моря, других возможных угроз. Для этого параллельно со строительством ледоколов, танкеров, газовозов, сухогроузов, судов обеспечения, других плавсредств идет создание необходимой военной инфраструктуры.
По этим планам у «сомалийских пиратов» в Арктике просто не будет места. Хотя некоторые из «них», в виде ВМС стран НАТО, особенно США пытаются здесь активничать. Один из последних примеров такой активности стало всплытие из-подо льда двух атомных подводных лодок США на учениях в Арктике ICEX-2018.
Военные понимают, что Арктика имеет для России стратегическое значение. По данным Минобороны РФ, всего за последние годы в Арктике специалистами Военно-строительного комплекса Минобороны России с использованием инновационных технологий построено 590 объектов общей площадью более 720 тысяч квадратных метров.
ВКС России уже осваивают новые для себя аэродромы и технику, которые позволят обеспечить безопасность страны со стороны морских границ и на этом направлении, так в 2017 году бомбардировщики — ракетоносцы Ту-22М3 впервые выполнили посадки в Анадыре и Воркуте, а в 2019 году уже был запланирован перелет в Анадырь более тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Важную роль в военной составляющей Арктики отводится ВМФ и в частности Северному флоту. Корабли и суда постоянно осуществляют здесь военное присутствие, боевую службу и проводит транспортные операции по Северному завозу и экологической безопасности побережья.
Для защиты морских коммуникаций Севморпути, гражданской и военной инфраструктур российской Арктики созданы противовоздушные и противокорабельные зоны обороны, так же совершенствуется противолодочная оборона этого региона. Только по направлению противокорабельной обороны на боевое дежурство на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова), Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, а так же на Камчатке поставлены ракетные комплексы «Бастион» и «Бал».

Так же над российской частью Арктики будет создан противовоздушный купол. В ближайшие годы все арктические зенитные подразделения Северного флота будут оснащены системами С-400. Только в 2019 году зенитчики на Новой Земле уже получили С-400 и несут на них боевое дежурство. А в Якутском поселке Тикси на боевое дежурство по охране воздушного пространства российской Арктики и участка Северного морского пути заступили подразделения нового зенитного ракетного полка объединения ПВО с ЗРС С-300ПС. Вместе с ракетчиками в Якутии на арктической военной базе Северного флота «Северный клевер» и на побережье моря Лаптевых служат расчеты радиотехнических подразделений и пунктов наведения авиации.
Восстанавливается сплошное радиолокационное и навигационное поле в этом регионе. По этому поводу холдинг «РТИ» сообщил о создании новой модификации радиолокационной станции «Подсолнух», которая сможет работать в условиях Арктики. А эта РЛС способна контролировать 200-мильную прибрежную зону.
В начале 2020 года Генштаб ВС РФ принял решение развернуть на севере России, кроме пяти уже заказанных, еще пять РЛС «Резонанс-Н», способных обнаруживать гиперзвуковые цели. Уже в российской Арктике несут боевое дежурство два радара «Резонанс», третья станция на архипелаге Новая Земля подготовлена к заступлению на дежурство, четвертая РЛС передана, но не развернута, пятая изготовлена.
«Резонансы» работают в метровом диапазоне и используют принцип резонанса волн, что позволяет обнаруживать летательные аппараты, выполненные по стелс-технологиям, а также гиперзвуковые цели, летящие со скоростью до 20 скоростей звука. РЛС способна обнаруживать и выдавать целеуказания по аэродинамическим воздушным целям на дальности 600 км, по баллистическим целям — на дальности до 1200 км, по высоте — до 100 км.
И это далеко не все, что делает Россия в военном плане в Арктике. Это темы для отдельных публикаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А в заключение хочется отметить., что «уже в этом году намерены подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского», — сказал Президент России Владимир Путин на международном форуме «Арктика — территория диалога» в апреле 2019 года.
Проект этого документа уже создан Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Проектным Офисом Развития Арктики, сейчас он публично обсуждается. Достойную роль в Стратегии получит и новый атомный ледокол «Лидер».

А.В.Карпенко ВТС «Бастион» 28.04.2020

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЗВЕЗДА»
РОССИЯ И АРКТИКА
АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ
ЛЕДОКОЛЫ, СУДА ЛЕДОВОГО КЛАССА
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА, ЛЕДОКОЛЫ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap