ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 10410

BORDER PATROL SHIP PROJECT 10410

30.11.2015

25 ноября 2015 года состав Пограничного управления ФСБ России по республике Крым пополнил сторожевой корабль семейства 10410Б ПСКР-932 (сороковой корпус по счету).
Строительство кораблей проекта 10410 «Светляк» началось во второй половине 1980-х годов и велось одновременно на 3-х судостроительных заводах в течении 30 лет, из 40 кораблей 8 были построены в Ярославле на ОАО «Ярославский судостроительный завод», 15 были построены во Владивостоке на ОАО «Восточная верфь», ещё 17 кораблей построены в Санкт-Петербурге на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».
Большинство кораблей (33) пополнили состав Морских частей Пограничных войск КГБ СССР и Береговой охраны ФСБ России, ещё 7 были поставлены на экспорт во Вьетнам и Словению.
http://eagle-rost.livejournal.com

23.03.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПОГРАНИЧНЫЕ КОРАБЛИ В НОВОРОССИЙСКЕ

Предлагаем вниманию читателей фоторепортаж о пограничных кораблях в Новороссийске. В момент съемки в базу возвратился пограничный сторожевой корабль «Краснодарец» проекта 10410.
Этот пограничный сторожевой корабль проекта 10410 построен на морском заводе ОАО «Алмаз» в Санкт-Петербурге в 2010 году. 12 июля 2011 года он пришел в Новороссийск. В соответствии с договором между Черноморско-Азовского ПУ береговой охраны ФСБ России и администрацией Краснодара корабль получил почетное наименование «Краснодарец», под которым и охраняет границу в регионе Черного моря.
В Новороссийске базируется 21 отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей. 21-я ОБрПСК создана в январе 1987 году в Поти, затем передислоцирована в г Новороссийск. В ее составе ПСКР разных типов, включая ПСКР проектов 22460, 21150, 12412, 10410 и др.
ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 23.03.2016

ПОГРАНИЧНЫЕ КОРАБЛИ В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016

17.12.2016

Федеральная служба безопасности России заказала поставку в 2019 году двух пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок», общая цена контракта – 3,7 миллиарда рублей, следует из материалов войсковой части 55056 на портале госзакупок.
Поставить корабли нужно в Приморский край до 1 декабря 2019 года.
Корабль предназначен для недопущения нарушений государственной границы, контроль соблюдения иностранными судами экономической зоны, обеспечения охраны природных ресурсов в ее пределах, охраны прибрежных коммуникаций и искусственных сооружений, защиты судов от нападения диверсантов-террористов, а также для отражения вооруженного нападения воздушного и подводного противника — подводных лодок и пловцов.
Катер проекта 10410, известный в мире под названием «Светляк», разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз».
РИА Новости

25.05.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЗАКЛАДКА ПОГРАНИЧНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОЕКТОВ 22460, 10410 И 22120 НА АЛМАЗЕ. 24.05.2017

состоялась торжественная закладка трех новых кораблей для Пограничной Службы ФСБ РФ:
-пограничного сторожевого корабля 2 ранга проекта 22460 (заводской № 510), который спроектирован Северным проектно-конструкторским бюро (г. Санкт- Петербург) и предназначен для охраны государственной границы и территориального моря, а также для борьбы с терроризмом и пиратством. На сегодняшний день Судостроительная фирма «АЛМАЗ» построила и передала Заказчику – Пограничной Службе ФСБ России семь кораблей данного проекта.
— пограничного сторожевого корабля проекта 10410 (заводской №313) был спроектирован АО ЦМКБ «Алмаз» для охраны морских границ. Корабль полностью модернизирован, усилено артиллерийское вооружение, современная система управления стрельбой позволяет эффективно поражать воздушные, надводные и береговые цели. Алмаз построил серию из 12 кораблей данного проекта для ПС ФСБ РФ и 5 кораблей на экспорт.
— патрульного судна ледового класса проекта 22120 (заводской № 052), сейчас корабль модернизируется конструкторским бюро ЗАО «Спецсудопроект». Алмазом уже построено два корабля этого проекта.
На торжественных мероприятиях присутствовали первые лица пограничной службы России и Санкт- Петербурга.
ВТС «БАСТИОН», 25.05.2017

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЗАКЛАДКА ПОГРАНИЧНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОЕКТОВ 22460, 10410 И 22120 НА АЛМАЗЕ. 24.05.2017
ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22460 «РУБИН»
ПОГРАНИЧНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22120 «ПУРГА»


ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 10410


В соответствии с современными требованиями к охране морских границ и экономических интересов российского государства в 200-мильной прибрежной зоне, судостроительными предприятиями России продолжается строительство сторожевых кораблей и катеров для морских пограничных частей, в том числе и кораблей нового поколения проекта 10410 типа «Светляк». Интересно, что так хорошо известное наименование типа появилась из присвоенного в НАТО кода “Svetljak” этим катерам.
Шифр «Светляк» кораблям проекта 10410 первоначально дали не отечественные, а западные военно-морские специалисты. В годы «холодной войны» в НАТО существовала традиция присваивать условные названия новым типам советских кораблей и катеров. Обычно катера и корабли малого водоизмещения получали имена разных насекомых, обычно вредных. А вот катера проекта 10410 они нарекли симпатичными «светляками» (Svetljak).
Начало истории «Светляков» следует отнести к середине 1970-х гг., когда для замены устаревших типов пограничных кораблей Советского Союза начались выработка общих требований и поиск облика кораблей нового поколения. Одним из таких кораблей и стал тип «Светляк» водоизмещением около 375 т, специально созданный для морских частей погранвойск.
Как известно, В 1984 году под руководством главного конструктора К. Ж. Аванесова был разработан технический проект 10410, а в 1988 году Морпогранохране передали головной пограничный сторожевой корабль нового поколения. Водоизмещение 375 т, длина 49,5 м, ширина 9,2 м, скорость хода 30 узлов, дальность плавания экономическим ходом 12-13 узлов — 1500 миль. Экипаж 40 человек. Автономность плавания 10 суток.
Технический проект 10410 пограничного сторожевого корабля был разработан ЦМКБ «Алмаз» (главные конструктора К.Ж.Аванесов, В.П.Липиев и А.Л.Ивченко) в 1983 году.

Корабли данного проекта строились на трех заводах: Ярославском судостроительном заводе, «Восточной верфи» из Владивостока и судостроительной фирме «Алмаз» из Санкт-Петербурга.
Оптимальные обводы корпуса в сочетании с автоматизированной дизельной установкой позволяют получить простой и экономичный в эксплуатации корабль, имеющий высокую скорость полного хода – свыше 30 узлов и большую дальность плавания экономическим ходом – 2200 миль.
Наличие на его вооружении высокоэффективных артиллерийских систем калибра 76,2 мм и 30 мм дают ему преимущество перед аналогичными по водоизмещению кораблями, вооруженными артиллерийскими системами фирм «ОТО Мелара», «Бофорс» и другими.
НАЗНАЧЕНИЕ
• Недопущение нарушений государственной границы;
• Контроль соблюдения иностранными судами экономической зоны, обеспечение охраны природных ресурсов в ее пределах;
• Охрана прибрежных коммуникаций и искусственных сооружений, защита судов от нападения диверсантов-террористов;
• Отражение вооруженного нападения воздушного и подводного противника — подводных лодок и пловцов.
ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ
Главная энергетическая установка состоит из трех высокооборотных реверсивных дизелей, работающих каждый на свой гребной вал.
Электроэнергетическая система корабля питается от трех дизель-генераторов, вырабатывающих переменный трехфазный ток напряжением 380 вольт частотой 50 герц.
НАВИГАЦИЯ И СВЯЗЬ
На корабле установлено все необходимое штурманское оборудование, обеспечивающее управление кораблем, счисление его пути и обеспечение навигационных параметров потребителям.
Для связи с береговыми базами, кораблями и авиацией установлен комплекс аппаратуры, обеспечивающей связь в КВ, МВ, УКВ диапазонах в телеграфном и телефонном режимах. Предусмотрена система внутрикорабельной громкоговорящей связи и трансляции.
КОРПУС
Корпус и надстройка выполнены сварными. В качестве основного материала использована низколегированная сталь. Для изготовления надстройки, платформы, частично поперечных переборок и легких выгородок применен алюминиево-магниевый сплав.
Защита корпуса от коррозии обеспечивается системой автономной регулируемой катодной защиты.
По первоначальному проекту 10410 корабль имел одну 76,2-мм артустановку АК-176 и одну 30-мм артсистему АК-630, их стрельба обеспечивалась РЛС МР-123 «Вымпел». На нем было два торпедных аппарата, бомбосбрасыватель, 16 ПЗРК «Стрела-3». Его корпус был стальной, надстройка изготовлялась из легкого сплава. Главная энергетическая установка состоит из трех высокооборотных реверсных дизелей, работающая на три линии вала.
Головные «Светляки» серии строил Владивосток¬ский завод вместо кораблей проекта 12412, которые использовались как малые противолодочные корабли в ВМФ и сторожевые корабли для пограничников, а также ПО «Алмаз» и Ярославский завод (с 1986 г.). Всего к середине 1990-х гг. было построено более 20 таких пограничных сторожевых кораблей.
Как известно, с конца 1980-х…начала 1990-х гг. в нашем государстве постоянно не хватало средств на закупку вооружений. Поэтому к 1997 году с целью снижения стоимости заказа было принято решение о строительстве пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 с измененным составом вооружения и комплектации. Пришлось затянуть пояса. С проекта 10410 «исчезли» 76-мм орудие, авто¬мат АК-630М, торпедные аппараты и ГАС. Тогда на этих кораблях ЦМКБ «Алмаз» были размещены две 30-мм облегченные артустановки АК-306М с дистанционным управлением от колонки, вместо автоматического наведения от РЛС, и увеличен боезапасом артсистемы, и два установленных побортно 14,5-мм пулемета.. Одновременно были устранены торпедные аппараты и опускная ГАС, что позволило улучить условия обитаемости экипажа. За счет отказа от дорогостоящих комп¬лексов вооружения (76-мм пушки АК-176М, системы управления стрельбой «Вымпел», гидроакустики и др., не столь уж необ¬ходимых для ПСКР) удалось снизить стоимость постройки таких кораблей почти на 25%. Увеличилась дальность плавания и значительно улучшились условия обитания личного состава, что чрезвычайно важ¬но для пограничных кораблей, долгое время находящихся на патрулировании, часто в штормовом море. При этом, в связи с уменьшением масс вооружения, удалось увеличить запасы топлива и соответ¬ственно дальность плавания до 2200 и даже 2500 миль.
В том же году ОАО «Ярославский судостроительный завод» получил заказ на строительство двух кораблей для ФПС по измененному проекту, сегодня их строительство еще не закончено. До этого, в 1990-1994 гг. этим же заводом уже было построено и передано пограничникам шесть кораблей проекта 10410.
Суровые условия выживания в настоящей истории России для предприятий оборонного комплекса заставляют их искать в том числе и зарубежные заказы, которые обычно бывают более выгодными чем отечественные. Не последнее место в этом занимает военное кораблестроение. На основании этого ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор А.Л.Ивченко) на базе «Светляка» разработало два проекта 10411 и 10412 сторожевых катеров для поставки на экспорт. Уже с 1990 года эти корабли начали предлагаться потенциальным инозаказчикам, рекламная информация по ним появилась на международных выставках PRIDE-90 и IDEX-93.
Сторожевой корабль проекта 10412 (полное водоизмещение 365 т, размеры 49,5х9,2х2,5 м, скорость полного хода до 30-32 узлов, экипаж 28-30 человек) специально предназначен для поставки на экспорт, он незначительно отличается от отечественного пограничного корабля проекта 10410, в основном наличием только артиллерийского вооружения. Основное вооружения корабля состоит из двух 30-мм артустановок АК-306-2 (на первых вариантах было по одной 76,2-мм АК-176М и 30-мм АК-630М артустановке) и ПЗРК «Игла-1М» в составе 16 комплектов. Могут быть установлены два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета. Кроме этого имеется оптико-электронная система управления стрельбой, интегрированная навигационная система типа «Горизонт-25″, навигационная РЛС и др. Этот корабль, как и сам российский «Светляк», может выполнять охрану морской государственной границы и прибрежных коммуникаций, судов и искусственных сооружений от нападения, контроль соблюдения экономической зоны, обеспечивать сохранность природных ресурсов.
В 1999 году Судостроительной фирмой «Алмаз» было подписано соглашение на поставку двух патрульных катеров проекта 10412 ВМС республики Вьетнам, стоимость каждого корабля оценивалась в 10 млн. долл. В 2002 году этот контракт был успешно завершен и инозаказчику, как и предполагалось, было передано два катера класса «Светляк».

На другом экспортном сторожевом катере проекта 10411 в дополнение к артиллерийскому вооружению предлагалось установить ракетный комплекс «Уран-Э» с дальностью стрельбы до 130 км в составе восьми транспортно-пусковых контейнеров с крылатыми ракетами. Для целеуказания ракетам имеется радиолокационная система «Гарпун-Балл». Оба экспортных катера проектов 10411 и 10412 обладают хорошими мореходными качествами, оружие может использоваться при волнении моря до 5-ти баллов, безопасное плавание обеспечивается до 7-ми баллов.
ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» и ВМС Вьетнама в октябре 2011 года подписали акты приемки-передачи третьего и четвертого патрульных артиллерийских катеров проекта 10412 «Светляк»(заводские номера 044 и 045).
Первые два корабля были переданы заказчику в 2002 году. Закладка обоих кораблей состоялась 26 июня 2009 года. Корабли «045» и «044» были спущены на воду 12 ноября 2010 и 22 апреля 2011 гг. соответственно.

15 октября 2004 года на Судостроительной фирме «Алмаз» состоялась церемония поднятия флага на патрульном корабле «Ямалец» проекта 10410. Он был построен заводом для пограничной службы ФСБ Российской Федерации. Это уже девятый корабль данного проекта, созданный по заказу российских пограничников.
В отличие от других кораблей этой серии на новом корабле установлена навигационная РЛС «Балтика», способная обнаруживать надводные цели и потенциальных нарушителей, определять их координаты с высокой точностью. «Балтики» изготовляются на экспериментальном заводе ХК «Ленинец» и неоднократно демонстрировались на международных выставках и салонах. До этого подобные станции устанавливались только на берегу, они использовались в системе управления и контроля движением судов в районах портов Мурманск, Санкт-Петербург, Владивосток, Черноморского побережья России и некоторых зарубежных стран. РЛС «Балтика» работает в необычном для таких систем диапазоне частот — миллиметровом и способна обнаруживать объекты типа катер и автомобиль на дальности в 6-7 км при интенсивных осадках (дождь или снег) при разрешении по дальности в 9 метров. Электротехническое оборудование разработано и поставлено ОАО «Новая ЭРА».
Кроме этого корабль «Ямалец» имеет необычную для пограничных кораблей окраску, его борта темно-синие, надстройка и мачта светло-серая. На надстройке выведен бортовой номер «309».
Во время передачи «Ямальца» 15 октября 2004 года пограничной службе в торжественной обстановке был подписан документ об окончании государственных испытаний. Протоирей Свято-Никольского Морского Собора Отец Богдан освятил корабль, флаг и экипаж. Напутственные слова были высказаны руководством СФ «Алмаз», морского Управления ПС ФСБ РФ, завода «Звезда», который создал дизеля для катера.
Корабль предполагается использовать для охраны морских границ и осуществления контроля экономической зоны России на Черном море в Краснознаменном Северо-Кавказском региональном пограничном управлении ФСБ России, куда он перейдет водным путем уже в этом году. Портом приписки для «Ямальца» станет Новороссийск, а шефами – Ямало-Ненецкий округ.
В середине мая 2007 года Береговая охрана пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю пополнилась новым сторожевым кораблем проекта 10410, по¬строенным на Восточной верфи Владивостока. А в конце мая на Ярославском судостроительном заводе спущен на во¬ду еще один «пограничник» этого типа.
3 сентября 2007 года на судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге был поднят флаг на последнем ПСКР-927 (зав. №310) проекта 10410 этого завода. После заступления на боевую службу он должен получить имя «Адлер». Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк» — последний в этой серии из 10 единиц, построенных на СФ «Алмаз». Несмотря на то, что «Светляки» считаются не новыми кораблями, последний из существенно отличается от своих предшественников.
Фактически корабль подвергся еще одной модернизации. Теперь характерным признаком для него стал банкет, скрывающий барбет носового орудия и размещенный перед основной надстройкой корабля. И как можно убедится, на построенном катере проекта 10410 (зав. № 310) на СФ «Алмаз» все сделано для комфортной службы экипажа, потому, что корабль предполагается укомплектовать командой контрактников. Столовая команды перемещена с кормы в центр корабля на нижнюю палубу, где ранее располагался пост управления артиллерийской стрельбой «Вымпел». Для подачи туда пищи из камбуза, он оборудован специальным лифтом. На камбузе есть все необходимое для приготовления разнообразной и вкусной пищи для экипажа. Плита, холодильник, моющая машина установлены иностранного производства.
Существенно изменилось радиоэлектронное вооружение корабля, оборудование боевых постов и ходового мостика – боевой рубки. На корабле вместо двух 30-мм автоматов АК-306М установили такое же количество 30-мм пушек АК-630М. Это решение не совсем понятно потому, что специалисты Пограничной службы считают систему АК-306М более предпочтительную для кораблей погранохраны. Это оружие легче и имеет воздушное охлаждение стволов и электроприводы перезаряжания артустановки. В отличие от него на АК-630М стволы охлаждаются водой и стволы проворачиваются за счет гидравлики. Правда боевой темп стрельбы у АК-630М выше, но пограничникам и АК-306М «черезмерна», она за считанные секунды может отправить на дно рыболоведческий траулер или сейнер – нарушитель. А это не всегда нужно, его требуется остановить, досмотреть и при необходимости подвергнуть аресту.
Впервые на пограничных кораблях кают-компания оборудована системой приема спутникового телевидения на более 30 каналов, откуда по кабельной сети сигнал идет в каюты и кубрики экипажа. Приемная антенна спутникового телевидения отслеживает маневры корабля и все время направлена на передающий спутник на орбите.
Большое значение на корабле уделено средствам спасения и борьбы за живучесть самого корабля и других плавсредств в море. Для этого в специальных помещениях имеется оборудование для спасательных партий с пожарными касками, фонарями, необходимыми инструментами и др.

Пограничный сторожевой корабль «Краснодарец» проекта 10410 построен на морском заводе ОАО «Алмаз» в Санкт-Петербурге в 2010 году. 12 июля 2011 года он пришел в Новороссийск. В соответствии с договором между Черноморско-Азовского ПУ береговой охраны ФСБ России и администрацией Краснодара корабль получил почетное наименование «Краснодарец», под которым и охраняет границу в регионе Черного моря.

29 мая 2015 года на морском заводе «Алмаз» состоялся спуск на воду пограничного сторожевого корабля зав. № 312 проекта 10410 «Светляк». В церемонии приняли участие губернатор Георгий Полтавченко, начальник Пограничного Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Анатолий Забродин, вице-губернатор Сергей Мовчан, руководитель УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева.
Строительство кораблей проекта 10410 велось одновременно на 3-х судостроительных заводах в течении 30 лет, из 40 кораблей 8 были построены в Ярославле на ОАО «Ярославский судостроительный завод», 15 были построены во Владивостоке на ОАО «Восточная верфь», ещё 17 кораблей построены в Санкт-Петербурге на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».
Большинство кораблей (32) пополнили состав Морских частей Пограничных войск КГБ СССР и Береговой охраны ФСБ России, ещё 7 были поставлены на экспорт во Вьетнам и Словению.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение полное, тонн 375,0
Длина наибольшая, м 49,5
Ширина наибольшая, м 9,2
Высота борта на миделе, м 4,63
Осадка габаритная при полном водоизмещении, м 2,5
Скорость хода наибольшая, узлов 30
Дальность плавания экономическим ходом 12-13 узлов при наибольшем запасе топлива, миль 2200
Экипаж, чел. 40
Автономность корабля по запасам провизии и пресной воды, суток 10
Энергетическая установка: 3 х дизеля типа М-520

ВООРУЖЕНИЕ

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОРУЖИЕ
16 х ПЗРК типа «Игла»
1 х АУ АК-176М (152 выстрела)
1 х АУ АК-630М (3000 выстрела)
ПДСС

2 х гранатомета МРГ-1 или ДП-64
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

1 х РЛС управления стрельбой МР-123-01 или МР-123-02ц
НАВИГАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Вариант 1 Вариант 2
1 х навигационная РЛС МР-212/201 1 х НРЛС «Пал-Н» или
1 х навигационная РЛС «Лиман» 1 х ИНС «Горизонт-25″
1 х корабельная спутниковая навигационная аппаратура СН 3101
СРЕДСТВА СВЯЗИ

1 х комплекс связи типа «Буран-6Э» или «Рубин-Э»
Средства радиосвязи, удовлетворяющие требованиям ГМССБ
Средства внутрикорабельной связи и трансляции

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 29.05.2015

Источники: А.В.Карпенко «Сторожевых кораблей типа «Светляк» для пограничной службы России», ВТС «Бастион». 2007, А.Карпенко «Понадобились более эффективные корабли «. Военно-промышленный курьер, № 51 (417), 28.12.2011, www.almaz.spb.ru, www.shipconstruction.ru, www.almaz-kb.ru, www.sdelanounas.ru и др.

ПОГРАНИЧНЫЕ КОРАБЛИ В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016
СПУСК НА ВОДУ ПСКР ПРОЕКТА 10410 ЗАВ. № 312 29 МАЯ 2015 Г.
«ЯМАЛЕЦ» – СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ТИПА «СВЕТЛЯК» ДЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
СДАЧА ПСКР ПРОЕКТА 10410 (2007, ВИДИО)
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА «АЛМАЗ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap